Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФНС России от 15.03.2019 N БС-4-21/4696@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 15 марта 2019 г. N БС-4-21/4696@

О ПРАВОМЕРНОСТИ

ОТНЕСЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ФГКУ "УЛХИП",

К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ, ИЗЪЯТЫМ ИЗ ОБОРОТА

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и руководства в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 07.03.2019 N 03-05-04-02/14999 и заключения Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 23.07.2018 N Д23и-3996) и Министерства обороны Российской Федерации (письмо от 27.02.2019 N 141/5550) по вопросу правомерности отнесения земельных участков, предоставленных Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доведите настоящее разъяснение до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование земельного налога.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 марта 2019 г. N 03-05-04-02/14999

Департамент налоговой и таможенной политики на письмо направляет заключения Минэкономразвития России и Минобороны России по вопросу правомерности отнесения земельных участков, предоставленных ФГКУ "УЛХИП", к земельным участкам, изъятым из оборота.

Заместитель директора Департамента

Р.А.СААКЯН

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 июля 2018 г. N Д23и-3996

ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ОБОРОТОСПОСОБНОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение об отнесении земельных участков, предоставленных ФГКУ "УЛХИП" на праве постоянного (бессрочного) пользования, к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, и в рамках компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона разъяснение (толкование) федерального закона, должно осуществляться равно как и принятие, подписание и обнародование актов законодательного органа, то есть с обязательным соблюдением требований статей 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов.

Одновременно обращаем внимание, что исходя из положений пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", письма Минэкономразвития России не являются нормативными правовыми актами и не запрещают руководствоваться положениями действующего законодательства.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) из оборота изъяты земельные участки, занятые зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса (земельные участки, изъятые из оборота).

При определении ограничения оборотоспособности земельных участков необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне".

Вместе с тем согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, является Минобороны России.

Кроме того, согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" и изданному в его развитие постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительным власти, осуществляющим в том числе функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Учитывая изложенное, рассмотрение вопроса об отнесении рассматриваемых земельных участков к ограниченным в обороте в части соответствия критериям, установленным пунктами 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса, относится к компетенции Минобороны России.

Отдельно отмечаем, что Минэкономразвития России неоднократно поднимался вопрос о совершенствовании норм Налогового кодекса Российской Федерации и установлении однозначных критериев налогообложения земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности.

При этом согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности.

Директор Департамента недвижимости

А.И.БУТОВЕЦКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 февраля 2019 г. N 141/5550

В Департаменте имущественных отношений Минобороны России (далее - Департамент) по поручению рассмотрено обращение о предоставлении позиции по вопросу отнесения земельных участков, предоставленных ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России (далее - ФГКУ "УЛХиП") в постоянное (бессрочное) пользование, к земельным участкам, используемым для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности (ограниченными в обороте), либо занятым зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (изъятыми из оборота) и сообщается.

В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Статьей 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" определено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 110, Департамент является центральным органом военного управления и непосредственно подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения, судебно-правовой работы и контроля финансово-экономической деятельности.

ФГКУ "УЛХиП" непосредственно подчиняется Департаменту и осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. Осуществление уставных целей учреждения непосредственно связано с подготовкой и поддержанием в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Порядка закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" (далее - Порядок) за Минобороны России закреплены леса, расположенные на землях обороны по состоянию на 1 января 1998 г., с целью их постоянного использования для обеспечения нужд обороны, в том числе для размещения, маскирования и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры.

При этом под закреплением лесов понималась их передача по актам о передаче (приемке) лесов, утвержденных совместными приказами Минприроды и Минобороны России (приказы Минприроды и Минобороны России от 15.03.1999 N 56/101, от 13.04.1999 N 86/136 и от 15.12.2000 N 555/592).

Согласно пункту 4 Порядка закреплению подлежат леса, расположенные на земельных участках, предоставленных для нужд обороны, в отношении которых имеются установленные законодательством документы, удостоверяющие их принадлежность к землям обороны.

Также необходимо отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Положение).

Запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность в целях обеспечения обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов, а также безопасности эксплуатации военных объектов, хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения.

При этом в Положении содержится открытый перечень военных объектов в отношении которых может быть установлена запретная зона.

По мнению Департамента к данным объектам относятся и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны. Указанная позиция неоднократно высказывалась судами при рассмотрении дел, связанных с установлением запретных зон военного объекта в отношении лесничеств Минобороны России (решения Тамбовского районного суда от 15.07.2017 по делу N 2А-1115/2017, Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2017 по делу N А40-254135/16-33-2141, Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2018 по делу N А51-26218/2017 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2017 по делу N А40-160776/2016 и Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 по делу N А51-11434/2017).

В настоящее время запретные зоны установлены в 28 лесничествах Минобороны России.

Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 18 октября 2016 г. N 303-КГ-13304, доказательствами отнесения земельных участков к землям изъятым из оборота могут служить не только факты, подтверждающие непосредственное размещение на них Вооруженных Сил Российской Федерации, но и установление в отношении их запретной зоны, а также их непосредственное использование в целях обеспечения обороны.

С учетом изложенного земельные участки, предоставленные ФГКУ "УЛХиП" в постоянное (бессрочное) пользование, относятся к земельным участкам изъятым из оборота, и следовательно не подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Врио директора

Департамента имущественных отношений

С.МИХАЙЛОВ

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 18.03.2019, Общероссийской общественной организацией "Российская федерация Го")
"О направлении письма Минфина России об особенностях налогообложения объектов учета неоперационной (финансовой) аренды"
"О реализации в АИС "Налог-3" приема уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций"
(утв. Минспортом России 19.03.2019, Общероссийской общественной организацией "Федерация фитнес-аэробики России")
Ошибка на сайте