Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФНС России от 01.02.2022 N БС-4-21/1097@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 1 февраля 2022 г. N БС-4-21/1097@

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА НЕДВИЖИМОГО

ИМУЩЕСТВА В СЛУЧАЕ ПРИЗНАНИЯ СДЕЛКИ С ТАКИМ

ИМУЩЕСТВОМ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ

В Федеральную налоговую службу поступают обращения (в т.ч. письма УФНС России по Республике Северная Осетия - Алания от 19.01.2022 N 10-26/00798@, УФНС России по Московской области от 21.01.2022 N 17-11/003440@) по вопросам налогообложения находящегося в собственности физического лица недвижимого имущества в случае признания сделки с таким имуществом недействительной.

В целях определения правовой позиции налоговых органов направляем для изучения постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2021 N Ф05-11432/2021 по делу N А40-99888/2020 (приложение N 1) и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2021 N 305-ЭС21-23890 по тому же делу (приложение N 2).

Обращаем внимание на следующие общие выводы, содержащиеся в вышеперечисленных судебных актах.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что при исчислении налога на имущество физических лиц следует руководствоваться правилами, изложенными в главе 32 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), возникает (изменяется, прекращается) с момента такой государственной регистрации (за исключением случаев возникновения (изменения, прекращения) права в силу закона).

При этом государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права (части 3, 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).

По правилам пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В подпункте 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

С учетом вышеизложенного, гражданин признается плательщиком налога в отношении недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения и полученного по договору купли-продажи, с момента государственной регистрации права собственности на данный объект имущества. Обязанность по уплате такого налога прекращается со дня внесения в ЕГРН соответствующей записи.

Однако с учетом пункта 3 статьи 3 НК РФ и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.09.2018 N 305-КГ18-9064 по делу N А40-154449/2017, указанные критерии подлежат применению при наличии документального подтверждения существования имущества.

Кроме того, в отличие от гражданского законодательства, законодательство о налогах и сборах не содержит специальных положений, регулирующих порядок налогообложения в случае признания сделки недействительной.

При этом сам факт признания сделки недействительной не является достаточным основанием для внесения изменений в бухгалтерский и налоговый учет участников сделки, а также перерасчета их налоговых обязательств.

Признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговые правоотношения, если законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.

Таким образом, признание договора купли-продажи ничтожным в части не является основанием для возврата уплаченных сумм налога на имущество за период с момента государственной регистрации права собственности на названные объекты недвижимости до момента внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

Для налогообложения имеет значение не квалификация гражданско-правовых отношений, а фактические отношения по владению имуществом и факт его соответствующей регистрации в качестве объекта права.

Соответственно, если право на объект недвижимости было зарегистрировано за налогоплательщиком и указанное имущество им фактически использовалось, то признание сделки, на основании которой произведена регистрация права, недействительной не может являться основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты налога на имущество физических лиц (а в случае признания сделки недействительной в части - изменения размера его обязанностей).

В связи со вступлением в законную силу указанных судебных актов полагаем, что разъяснения, содержащиеся в письме ФНС России от 20.10.2017 N БС-4-21/21330@ "О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу", направленном налоговым органам, могут применяться в части, не противоречащей складывающейся судебной практике.

Настоящее письмо носит сугубо информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Доведите разъяснения до сотрудников налоговых органов, обеспечивающих налогообложение недвижимого имущества физических лиц.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

Другие документы по теме
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятия, поступившей в Российскую Федерацию из Вьетнама>
"О разъяснении изменений, внесенных в статью 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации"
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятий, поступившей в Российскую Федерацию из Германии>
<О внесении изменений в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза>
Ошибка на сайте