<Письмо> ФНС России от 27.07.2016 N БС-4-11/13658
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 27 июля 2016 г. N БС-4-11/13658
О ПРИМЕНЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ
Федеральная налоговая службы направляет для использования в работе письмо Минфина России от 11.07.2016 N 03-05-04-01/40388, содержащее вопрос применения в целях налогообложения уточненных сведений об инвентаризационной стоимости имущества, полученных налоговыми органами от органов, осуществляющих государственный технический учет.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июля 2016 г. N 03-05-04-01/40388
В Департаменте налоговой и таможенной политики при участии Минстроя России (письмо от 5 июля 2016 г. N 20913-ОД/04) рассмотрено письмо по вопросу о применении для целей налогообложения уточненных сведений об инвентаризационной стоимости имущества, полученных налоговыми органами от органов, осуществляющих государственный технический учет, и с учетом мнения Минэкономразвития России (письмо от 14 марта 2016 г. N Д23и-1065) сообщается следующее.
В соответствии с положениями статей 402 и 403 Налогового кодекса Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации, не перешедших к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, налогообложение осуществляется по инвентаризационной стоимости имущества, исходя из последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Указанное ограничение применения сведений об инвентаризационной стоимости имущества обусловлено тем, что начиная с 1 января 2013 года на основании Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
В связи с этим из Налогового кодекса Российской Федерации исключена обязанность органов, осуществляющих государственный технический учет, по представлению в налоговые органы сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц.
Кроме того, действующим законодательством не определен орган, уполномоченный осуществлять проверку достоверности инвентаризационной стоимости, в том числе установленной до 1 января 2013 года.
Учитывая изложенное, полагаем, что у налоговых органов отсутствуют правовые основания для применения в целях налогообложения инвентаризационной стоимости, представленной после 1 марта 2013 года, включая применение таких сведений при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях.
При этом инвентаризационная стоимость объектов недвижимости может быть оспорена в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете.
Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июля 2016 г. N 20913-ОД/04
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом дополнительно рассмотрел письмо о разъяснении порядка применения для целей налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда и в рамках компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России не наделен полномочиями по разъяснению вопросов, связанных с налогообложением.
Вместе с тем Минстрой России полагает необходимым обратить внимание на следующее.
Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 (далее - Положение), установлено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.
Определение стоимости здания, строения, жилого помещения предусмотрено в Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37 (далее - Инструкция).
В силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации с 1 января 2013 г. не применяются.
Таким образом, с 1 января 2013 года на территории Российской Федерации не осуществляется государственный учет жилищного фонда, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда.
Следует отметить, что до настоящего времени вышеуказанные правовые акты, регламентирующие порядок проведения государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, не признаны утратившими силу и сохраняют свое действие в части, не противоречащей действующему законодательству. Так, техническая инвентаризация и техническая паспортизация (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям, в том числе с указанием инвентаризационной стоимости), используются в целях их прикладного применения в случаях, предусмотренных отдельными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, определение инвентаризационной стоимости жилого помещения не является обязательным требованием действующего законодательства, в связи с чем представляется невозможным ее применение в целях, связанных с налогообложением.
Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
О.Н.ДЕМЧЕНКО