<Письмо> ФНС РФ от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 12 августа 2011 г. N АС-4-3/13133@
О НАПРАВЛЕНИИ
ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.08.2011 N 03-07-15/72
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 02.08.2011 N 03-07-15/72 на запрос Федеральной налоговой службы от 20.03.2011 N КЕ-4-3/4883, по вопросам применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость.
Доведите указанное до нижестоящих налоговых органов.
Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2011 г. N 03-07-15/72
По вопросам применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
1. О налогообложении налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации несколькими видами транспорта.
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. При этом под пунктами отправления и назначения товаров следует понимать пункты, между которыми фактически осуществляются услуги по перевозке, предусмотренные договором, заключенным налогоплательщиком, оказывающим данные услуги.
Таким образом, услуги по международной перевозке товаров, фактически оказываемые налогоплательщиками между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - на территории иностранного государства, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов. В случае перевозки товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации несколькими видами транспорта разными налогоплательщиками, в отношении услуг по их перевозке между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, нулевая ставка не применяется.
2. О применении налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг.
В соответствии с положениями указанного подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса нулевая ставка применяется также в отношении оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации. При этом договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям главы 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности", а услуги, включенные в указанный перечень, - Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 148-ст.
Учитывая изложенное, поддерживается позиция ФНС России, изложенная в письме от 29 марта 2011 г. N КБ-4-3/4883, о налогообложении налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов:
транспортно-экспедиционных услуг, если такие услуги предусмотрены указанным перечнем и оказываются на основании договора транспортной экспедиции, соответствующего нормам действующего законодательства, регламентирующего транспортно-экспедиционную деятельность, при организации международной перевозки, в том числе с использованием нескольких видов транспорта;
непоименованных в абзаце пятом подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса услуг, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции, применение нулевой ставки по которым определено иными нормами пункта 1 статьи 164 Кодекса.
По нашему мнению, нулевая ставка налога на добавленную стоимость должна применяться в отношении транспортно-экспедиционных услуг также в том случае, если оформление экспедиторских документов для оказания данных услуг в соответствии с действующим законодательством, регулирующим транспортно-экспедиционную деятельность, не требуется.
В случае если на основании законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности при оказании транспортно-экспедиционных услуг требуется оформление экспедиторских документов, но такие документы не оформлялись или были оформлены с нарушениями, то данное обстоятельство в совокупности с другими неправомерными действиями налогоплательщика может послужить основанием для отказа в применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении указанных услуг.
3. О применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
Подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса предусмотрено применение нулевой ставки в отношении работ (услуг) по транспортировке, перевалке и перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, к которым относятся российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на основании договора (контракта) с иностранным или российским лицом, заключившим внешнеэкономическую сделку по реализации указанных товаров, или лицом, от имени либо по поручению которого была заключена такая сделка, а также агентом (комиссионером). При этом данный подпункт не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договоров, сторонами которых являются только организации трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, не являющиеся собственниками реализуемых на экспорт нефти и (или) нефтепродуктов или лицами, от имени либо по поручению которых была заключена внешнеэкономическая сделка, либо агентами (комиссионерами) лица, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов.
Учитывая изложенное, позиция ФНС России, изложенная в указанном письме ФНС России, о налогообложении налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, выполняемых (оказываемых) в отношении нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, на основании договоров, заключенных между двумя организациями трубопроводного транспорта, не являющимися собственниками реализуемых на экспорт нефти и (или) нефтепродуктов или лицами, от имени либо по поручению которых была заключена внешнеэкономическая сделка, либо агентами (комиссионерами) лица, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, поддерживается.
В то же время, если организация трубопроводного транспорта помимо деятельности в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов осуществляет деятельность по реализации принадлежащих ей на праве собственности нефти и (или) нефтепродуктов по внешнеторговым контрактам (договорам), работы (услуги), предусмотренным подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, выполняемые (оказываемые) другой организацией трубопроводного транспорта для этой организации, следует облагать налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов, поскольку в этом случае организация трубопроводного транспорта является российским лицом, которое заключило внешнеторговую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов.
Кроме того, вышеуказанной нормой не установлена обязанность организаций трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в целях применения нулевой ставки осуществлять весь комплекс услуг, поименованных в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса. В связи с этим услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти и нефтепродуктов, оказываемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов иностранным или российским лицам, заключившим внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и нефтепродуктов, или лицам, от имени либо по поручению которых была заключена такая сделка, а также агентам (комиссионерам), облагаются по нулевой ставке налога на добавленную стоимость.
4. О документальном подтверждении правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки в случае перевозки товаров с использованием железнодорожного и морского транспорта.
В соответствии с подпунктом 2.7 пункта 1 статьи 164 Кодекса нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) услуг по предоставлению принадлежащих на праве собственности или на праве аренды железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, при условии, что на перевозочных документах проставлены указанные в подпункте 3 пункта 3.7 статьи 165 Кодекса отметки таможенных органов.
Подпунктом 3 пункта 3.7 статьи 165 Кодекса предусмотрено представление в налоговые органы копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, свидетельствующими о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта либо свидетельствующие о помещении вывозимых за пределы территории Российской Федерации продуктов переработки под процедуру таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.5 статьи 165 Кодекса.
Указанным подпунктом 3 пункта 3.5 статьи 165 Кодекса установлены особенности документального подтверждения только при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации через морские порты. В этом случае в налоговые органы представляются копии поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" и коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при оказании услуг, предусмотренных подпунктом 2.7 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в случае вывоза экспортируемых товаров и продуктов переработки за пределы территории Российской Федерации железнодорожным транспортом в налоговые органы следует представлять копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, свидетельствующими о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта либо под процедуру таможенного транзита, а в случае смешанной перевозки товаров с использованием железнодорожного и морского транспорта помимо указанных документов следует представлять также документы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 3.5 статьи 165 Кодекса, подтверждающие фактический вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации морским транспортом.
5. О применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость при осуществлении российскими организациями водного транспорта работ (услуг) в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта.
Согласно подпункту 2.8 пункта 1 статьи 164 Кодекса нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется при выполнении (оказании) организациями внутреннего водного транспорта работ (услуг) в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта, при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река-море) плавания или иные виды транспорта.
Перечень документов, подтверждающих правомерность применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов по указанным работам (услугам), предусмотрен пунктом 3.8 статьи 165 Кодекса. В данный перечень включены документы, представляемые в налоговые органы в случае осуществления таможенного оформления товаров в порту выгрузки или перевалки.
Таким образом, оказываемые организацией водного транспорта услуги по перевозке по территории Российской Федерации товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, в том числе в случае таможенного оформления этих товаров в порту выгрузки или перевалки, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов (за исключением случаев, при которых в процессе перевозки однородных товаров по территории Российской Федерации до места выгрузки или перевалки невозможно определить, какая часть товаров после их перегрузки будет вывозиться за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, а какая часть использоваться на территории Российской Федерации).
6. О применении налога на добавленную стоимость в отношении припасов, реализуемых хозяйствующим субъектам Республики Беларусь или Республики Казахстан.
Позиция ФНС России, изложенная в вышеуказанном письме ФНС России, о налогообложении налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов припасов, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан, таможенное декларирование которых не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, до вступления в силу Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" поддерживается.
После вступления в силу указанного Федерального закона в отношении припасов, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан, следует применять нулевую ставку налога на добавленную стоимость.
7. Об определении понятия "иные территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации".
При определении понятия "иные территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации" для целей главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса следует руководствоваться пунктом 2 статьи 11 Кодекса, согласно которому под территорией Российской Федерации и иными территориями, находящимися под ее юрисдикцией, понимаются территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
8. О применении налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию г. Байконур.
На основании статьи 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Согласно статье 1 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года (далее - Соглашение) под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза.
Таким образом, особый статус г. Байконура не изменяет его территориальной принадлежности. Поэтому к операциям, связанным с реализацией товаров, перемещаемых с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза, в том числе с территории Российской Федерации на территорию г. Байконур, по нашему мнению, применяются нормы Соглашения и, соответственно, такие операции следует относить к экспортным.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН