<Письмо> ФНС России от 04.07.2013 N АС-4-2/12135
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 4 июля 2013 г. N АС-4-2/12135
О ПРИМЕНЕНИИ В 2013 ГОДУ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами территориальных налоговых органов по вопросам применения в 2013 году патентной системы налогообложения сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.44 Кодекса переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном главой 26.5 Кодекса.
На основании подпункта 3 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств. В отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 19, 45 - 47 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода может быть установлен также в зависимости от количества обособленных объектов (площадей).
Согласно пункту 1 статьи 346.45 Кодекса документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.
Форма патента, утвержденная приказом ФНС России от 27.12.2012 N ММВ-7-3/1014@, предусматривает, что в патенте указываются показатели, характеризующие отдельные виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 10, 11, 19, 32, 33, 45 - 47 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.48 Кодекса налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с главой 26.5 Кодекса, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, в случае, если у индивидуального предпринимателя в течение срока действия патента увеличилось количество физических показателей ведения предпринимательской деятельности, в отношении которой данный налогоплательщик применяет патентную систему налогообложения (например, появились новые объекты торговли или общественного питания, увеличилась численность работников и т.д.), то полученный патент будет действовать только в отношении объектов (числа работников), указанных в патенте. В отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов (работников), не указанных в ранее полученном им патенте, индивидуальный предприниматель вправе не позднее чем за 10 дней до даты начала осуществления предпринимательской деятельности с новыми показателями подать заявление на получение нового патента.
Данная позиция подтверждается в письме Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2013 N 03-11-09/18174.
В случае, если налоговым органом будут установлены факты занижения налогоплательщиком показателей ведения деятельности по приобретенному патенту, у налогоплательщика должны быть истребованы пояснения в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса в связи с несоответствием показателей ведения деятельности стоимости приобретенного патента.
В случае, если налогоплательщиком не будет в установленный срок получен новый патент, в части дохода, превышающего заявленный при приобретении патента, он является налогоплательщиком, применяющим общую систему налогообложения и должен уточнить свои налоговые обязательства в соответствии с этой системой, в том числе представить налоговые декларации.
При отсутствии корректировки налоговых обязательств путем подачи налогоплательщиком налоговой декларации, налоговый орган принимает меры, предусмотренные статьями 76, 119 Кодекса и 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Организация налоговыми органами контроля за налоговой базой по патентной системе налогообложения и за полнотой исполнения индивидуальным предпринимателем налоговых обязательств перед бюджетом может осуществляться посредством проведения выездных налоговых проверок и работы Комиссии по легализации налоговой базы.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО