<Письмо> ФНС России от 20.09.2022 N АБ-4-20/12526@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 сентября 2022 г. N АБ-4-20/12526@
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Федеральная налоговая служба в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ), вступившего в силу 25.07.2022, направляет для сведения информацию о порядке применения отдельных положений Федерального закона N 290-ФЗ, применение которых возможно в рамках контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
1. Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, в редакции Федерального закона N 290-ФЗ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Следовательно, при назначении административного наказания за впервые совершенное административное правонарушение по части 7 - 15 статьи 14.5 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Одновременно с указанным, при назначении административного наказания по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ необходимо учитывать, что в некоторых конкретных случаях неприменение налогоплательщиком контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов может создавать угрозу неуплаты налогов в полном объеме в бюджетную систему Российской Федерации, то есть угрозу причинения вреда экономической безопасности государства.
При наличии таких обстоятельств в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется.
Аналогичная позиция поддержана судебным инстанциями, например, в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 N 18АП-10114/2022 по делу N А47-13807/2021, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 N 17АП-5554/2022-АКу по делу N А60-2477/2022.
До вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ положение КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение распространялось исключительно на некоммерческие организации, а также на субъекты малого и среднего предпринимательства.
2. Частью 8 статьи 22.2 КоАП РФ, в редакции Федерального закона N 290-ФЗ, установлено, что должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и возбудившее дело об административном правонарушении на основании признаков, указывающих на наличие события административного правонарушения и выявленных в ходе проведения указанных контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.6 КоАП РФ.
При этом из взаимосвязанных положений пункта 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ и части 2 статьи 22.2 КоАП РФ следует, что рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями 2 - 15 статьи 14.5 КоАП РФ, вправе руководитель (заместитель руководителя) ФНС России и руководитель (заместитель руководителя) территориального налогового органа.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2022 N 272 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей" (далее - Положение о виде контроля) должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля (надзора), являются в том числе руководитель и заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа.
Из указанного следует, что в случае участия руководителя (заместителя руководителя) ФНС России или руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа непосредственно в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого в рамках соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, по итогам которого было возбуждено дело об административном правонарушении, то такое должностное лицо не вправе рассматривать возбужденное дело об административном правонарушении.
3. Федеральным законом N 290-ФЗ статья 28.1 КоАП РФ дополнена частью 3.1, в соответствии с которой дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Положения аналогичного характера содержатся в пункте 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в пункте 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства РФ N 336).
Как указано в письме ФНС России от 19.04.2022 N АБ-4-20/4732@, возбуждение должностными лицами территориальных налоговых органов дел об административных правонарушениях без проведения контрольных мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом не допускается.
При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ N 336 в 2022 году контрольные мероприятия за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники проводятся территориальными налоговыми органами исключительно по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России.
Указанное положение применяется с учетом письма ФНС России от 29.06.2022 N АБ-4-20/8116@.
4. Федеральным законом N 290-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 31.5 КоАП РФ в части увеличения срока предоставления отсрочки исполнение постановления о назначении административного наказания с одного до шести месяцев.
Следовательно, при наличии при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания, в том числе вынесенное по части 2 - 15 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки должностное лицо, вынесшие постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.
5. Федеральным законом N 290-ФЗ статья 32.2 КоАП РФ дополнена частью 1.3-3, согласно которой при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
Указанное положение КоАП РФ также распространяется и на административные штрафы за административные правонарушения, вынесенные за нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Настоящее письмо прошу довести для сведения нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В.БУДАРИН