<Письмо> ФНП от 22.03.2013 N 578/06-09
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПИСЬМО
от 22 марта 2013 г. N 578/06-09
На обращение о возможности представления нотариально засвидетельствованной копии завещания для выдачи свидетельства о праве на наследство на имущество, находящееся на территории нескольких государств, сообщаю.
В случае смерти гражданина наследование принадлежавшего ему имущества осуществляется на основании завещания или закона (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). При этом законодателем установлен приоритет воли наследодателя, выраженной в завещании, а наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием (статья 1111 ГК РФ).
При выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию нотариус проверяет обстоятельства, предусмотренные статьей 73 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), в частности проверяет наличие завещания. Следует отметить, что названная статья Основ не устанавливает, каким образом нотариус обязан проверить наличие завещания, а лишь указывает, что им должны быть истребованы соответствующие доказательства наличия завещания.
Вопрос о возможности выдачи свидетельства о праве на наследство по завещанию, наличие которого подтверждается не подлинным экземпляром завещания, а его нотариально засвидетельствованной копией, приобретает в настоящее время особую актуальность, что связано с резким увеличением трансцендентных наследств. Наследодатель мог распорядиться судьбой всего имущества, расположенного на территории нескольких государств, путем составления одного завещания. В этом случае наследник не сможет предъявить подлинник завещания нотариусам всех государств, на территории которых расположено наследственное имущество.
Учитывая изложенное представляется, что если российскому нотариусу по его запросу лицо, компетентное вести наследственные дела в иностранном государстве, подтвердит, что у него находится подлинник не отмененного и не измененного завещания и направит должным образом засвидетельствованную копию данного завещания, наличие завещания, по нашему мнению, можно считать доказанным.
Следует отметить, что Федеральной нотариальной палатой ранее уже была сформирована позиция о возможности оформления наследственных прав на основании копии документа. Так, в 2004 году Федеральной нотариальной палатой и Сбербанком России заключено соглашение о взаимодействии, пункт 2 которого направлен на разрешение проблемы выдачи свидетельства о праве на наследство по завещанию в случае утраты вкладчиком или его наследниками завещательного распоряжения, совершенного в банке в соответствии с частью третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. Соглашением предусматривалось, что в этом случае филиалы (отделения) банка по запросу нотариуса направляют ему ксерокопию указанного распоряжения с проставлением на ней подписи уполномоченного должностного лица филиала (отделения) банка и даты выдачи ксерокопии.
Что касается возможности выдачи дубликата завещания, то хотелось бы отметить следующее.
Наследники завещателя не относятся к лицам, которые в соответствии со статьей 52 Основ вправе получить дубликат утраченного документа. Однако для разрешения возникающих на практике ситуаций, в целях обеспечения защиты прав граждан в Методических рекомендациях по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации (пункт 8), утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 91, предусмотрено, что получить дубликат завещания после смерти завещателя могут и указанные в завещании наследники по представлении свидетельства о смерти завещателя.
Таким образом, необходимым при выдаче свидетельства о праве на наследство доказательством наличия завещания, по мнению Федеральной нотариальной палаты, могут быть засвидетельствованная нотариусом копия завещания или его дубликат.
Президент Палаты
М.И.САЗОНОВА