<Письмо> ФНП от 04.09.2012 N 1797/06-10
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПИСЬМО
от 4 сентября 2012 г. N 1797/06-10
В связи с обращением, затрагивающим ряд вопросов, касающихся совершения отдельных нотариальных действий (удостоверение доверенностей, свидетельствование верности копий документов), сообщаю.
Федеральная нотариальная палата не наделена полномочиями давать разъяснения по применению нотариусами норм законодательства, а также оценивать правомерность совершения нотариусами конкретных нотариальных действий или отказа в их совершении (статья 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, далее - Основы). Мнение Федеральной нотариальной палаты по проблемам применения законодательства в нотариальной деятельности не может считаться обязательным для нотариусов.
Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 5 Основ). Решение о совершении конкретного нотариального действия, об отказе в его совершении, о размере взимаемого за совершение нотариального действия нотариального тарифа, стоимости оказанных нотариусом услуг правового и технического характера принимается нотариусом самостоятельно исходя из произведенного анализа соответствующих норм законодательства. Заинтересованное лицо, считающее неправильным нотариальное действие или отказ в его совершении, вправе обжаловать действия нотариуса в судебном порядке (статья 49 Основ).
Вместе с тем, представляется возможным изложить позицию Федеральной нотариальной палаты по поставленным в обращении вопросам.
1. О возможности совершения последующего передоверия
Представляемый передает по доверенности названному им представителю право совершать определенные действия от своего имени. Действиями представителя по доверенности создаются, изменяются или прекращаются права представляемого (пункт 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации). Выдача представляемым доверенности на имя конкретного лица свидетельствует об особых отношениях представляемого и представителя, основанных на личном доверии между ними.
Согласно статье 187 Гражданского кодекса Российской Федерации, представитель должен лично совершать те действия, на которые он уполномочен доверенностью. Передоверить их совершение другому лицу возможно только в порядке исключения: в случае, если представитель уполномочен на это доверенностью, либо вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов лица, выдавшего доверенность.
Значимость доверительных отношений между представляемым и лицом, уполномоченным действовать от его имени, была бы утрачена при последующем передоверии, то есть в случае выдачи доверенности на осуществление полномочий в порядке передоверия лицом, которое само наделено этими полномочиями в порядке передоверия. Возможность совершения последующего передоверия законодательно не предусмотрена, по нашему мнению, ввиду того, что в этом случае представляемый по основной доверенности фактически не смог бы отследить, кто уполномочен совершать сделки и иные действия от его имени, а также контролировать, соответствуют ли его интересам совершаемые неизвестным ему "последующим" представителем действия.
Анализ норм гражданского законодательства о доверенностях в их взаимной связи позволяет прийти к выводу о том, что нотариальное удостоверение доверенности в порядке передоверия на основании другой доверенности, выданной в порядке передоверия, не согласуется с положениями российского законодательства.
2. О передоверии части полномочий, переданных по основной доверенности
Доверенность, выданная в порядке передоверия, является производной (субсидиарной) от основной (первоначальной) доверенности. Объем полномочий, предоставляемых доверенностью, выданной в порядке передоверия, напрямую зависит от полномочий основной доверенности. Таким образом, представитель по доверенности, выданной в порядке передоверия, не может быть наделен более широкими правами по сравнению с теми, которыми обладал первоначальный представитель (статья 59 Основ). Учитывая это, следует полагать, что полномочия, передаваемые в порядке передоверия, могут либо полностью соответствовать объему полномочий, предоставленных представителю в основной доверенности, либо быть более узкими.
К форме доверенности в порядке передоверия установлены более строгие требования по сравнению с другими доверенностями - такая доверенность должна быть нотариально удостоверена (пункт 3 статья 187 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанный порядок позволяет обеспечить проведение контроля за соблюдением субсидиарности передоверия, который осуществляется нотариусом при удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия.
В контексте поставленного вопроса представляется необходимым обратить внимание на то, что в случае уменьшения объема полномочий в доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, по сравнению с основной доверенностью, текст доверенности в порядке передоверия претерпевает определенные изменения. Объем полномочий доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, должен быть сформулирован в соответствии с основной доверенностью и не менять существа заложенных основной доверенностью полномочий.
3. О свидетельствовании верности копий документов, изготовленных в уменьшенном масштабе
Нотариальное действие по свидетельствованию верности копии документа заключается в осуществляемой нотариусом проверке соответствия подлиннику документа его копии, изготовленной на бумажном носителе, при условии отсутствия в подлиннике подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений или каких-либо особенностей.
Полагаем, что изменение масштаба представленных для нотариального свидетельствования страниц копии документа по отношению к размеру страниц подлинника (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) не является препятствием для совершения нотариусом данного нотариального действия. Однако существенное изменение масштаба изготовляемой для нотариального свидетельствования копии может затруднить или даже сделать невозможным восприятие (чтение) текста документа и иных его элементов (например, печатей), что не позволит нотариусу произвести обязательную для совершения рассматриваемого нотариального действия проверку соответствия копии документа его подлиннику.
При решении вопроса об исчислении нотариального тарифа за свидетельствование верности копии документа Федеральная нотариальная палата принимает во внимание, что нотариус обязан проверить соответствие каждой страницы, изготовленной для нотариального свидетельствования копии документа, страницам оригинала данного документа. Таким образом, на наш взгляд, размер нотариального тарифа определяется исходя из количества страниц оригинала, а не копии документа без учета масштаба изготовленных копий и количества страниц, на которых данные копии распечатаны.
Президент палаты
М.И.САЗОНОВА