<Письмо> ФНП от 14.08.2012 N 1652/06-09
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПИСЬМО
от 14 августа 2012 г. N 1652/06-09
В связи с обращением по ряду вопросов, связанных с оформлением наследственных прав на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан, находящимся на вкладах в Сберегательном банке Российской Федерации, сообщаю.
Прежде всего следует иметь в виду, Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон") установлено, что гарантированные сбережения граждан Российской Федерации, помещенные во вкладах в Сберегательном банке Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, являются государственным внутренним долгом Российской Федерации и государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности данных денежных сбережений, отнесенных к внутреннему государственному долгу, обеспеченному государственной собственностью и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации, и что гарантированные сбережения граждан подлежат переводу в долговые обязательства Российской Федерации.
В статье 12 названного Федерального закона предусмотрено, что порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11.05.2006 N 133-О (пункт 4) отметил, что "надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до принятия указанного Федерального закона и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающие предоставление соответствующих средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, создает Федеральный закон о федеральном бюджете".
По поводу права граждан на восстановление и обеспечение сохранности ценности их денежных сбережений, приобретенного на основе публично-правового обязательства Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации в своих определениях (от 21.12.2000 N 261-О; от 11.04.2006 N 133-О; от 17.10.2006 N 478-О; от 21.10.2008 N 726-О-О; от 25.12.2008 N 1073-О-О) неоднократно указывал, что такое право "может быть признано реализованным в полном объеме (а указанное обязательство - прекращенным) федеральными законами, которыми регулировалось бы предоставление соответствующих материальных гарантий, а также предусматривался бы такой механизм реализации данного права, который позволяет государству фактически исполнить добровольно взятое на себя обязательство".
По мнению Федеральной нотариальной палаты, в отличие от конкретного имущественного долга, вытекающего из гражданских обязательственных правоотношений, который в определенные сроки может быть востребован кредитором, объем и сроки погашения государственного долга, вытекающего из добровольно взятого на себя государством публично-правового обязательства на восстановление денежных сбережений по вкладам граждан, не определены. В связи с чем представляется, что право граждан на востребование долга в виде компенсаций по их вкладам, являющихся гарантированными сбережениями, возникает только с принятием федерального закона о бюджете на соответствующий год.
В федеральном законе о бюджете с учетом имеющихся в государстве финансовых средств определяются денежные средства на выплаты компенсаций гражданам по их гарантированным сбережениям, находящимся во вкладах в Сбербанке России, которые могут быть выделены на погашение государственного долга.
В частности, 30 ноября 2011 г. принят Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" N 371-ФЗ (далее - "Закон о бюджете") в редакции от 28.07.2012, статьей 17 которого предусмотрено выделение соответствующих средств на осуществление названных компенсационных выплат определенным категориям граждан РФ (вкладчикам и их наследникам до 1991 года рождения включительно). Таким образом, можно сделать вывод о том, что право граждан (определенного круга вкладчиков и их наследников в зависимости от года их рождения) по государственному долгу Российской Федерации возникает на основании Федерального закона о федеральном бюджете, в котором заложены денежные средства для выплаты компенсаций по вышеназванным вкладам (в том числе по закрытым).
Порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 N 1092 утверждены Правила осуществления в 2010 - 2012 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее - "Правила").
Из содержания пункта 7 Правил усматривается, что выплаты указанных компенсаций осуществляются в подразделениях Сберегательного банка Российской Федерации по месту нахождения вкладов вкладчикам (наследникам) или их представителям на основании доверенности, выданной в установленном порядке, при предъявлении паспорта и заявления, а наследникам - также на основании документов, подтверждающих их право на наследство, и свидетельства о смерти владельца вклада.
Указанная норма, по мнению Федеральной нотариальной палаты, не содержит требования предъявления в любом случае свидетельства о праве на наследство, тем более, что при его предъявлении представление свидетельства о смерти являлось бы излишним, поскольку факт смерти наследодателя отражается в свидетельстве о праве на наследство.
Представляется, что документом, подтверждающим право на получение в указанном случае компенсации по вкладу, может быть любой документ, подтверждающий право гражданина на наследование после смерти вкладчика.
Таким документом могло бы быть письмо (справка) нотариуса, содержащее сведения о круге наследников по закону, призванных к наследованию, что, исходя из смысла статей 5 и 61 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, не составляет нотариальной тайны. Таким документом могло бы также служить свидетельство о праве на наследство, выданное на иное имущество или имущественное право (право требования), включенное в состав наследства после смерти наследодателя-вкладчика, где указан и наследник, которому подлежит выплата компенсации. Таким документом могло бы быть и завещательное распоряжение (статья 1128 ГК РФ), если указанный наследник входит по возрасту в круг наследников, которым в соответствии с Законом о бюджете подлежит выплата компенсации.
При рассмотрении вопроса о возможности включения в состав наследства компенсации, подлежащей выплате по указанному Закону о бюджете, следует иметь в виду, что в состав наследства входит имущество и имущественные права, принадлежавшие на день смерти наследодателю (статья 1112 ГК РФ). Если у вкладчика возникло право на получение такой компенсации, но он при жизни не успел ее получить, то такое право требования может быть включено в состав наследства и наследоваться в соответствии с законодательством о наследственном праве.
Иначе должен рассматриваться вопрос, когда вкладчик умер до принятия Закона о бюджете, предусматривающего выплату компенсации по гарантированным денежным сбережениям, находящимся во вкладах Сбербанка РФ. В таком случае, по мнению Федеральной нотариальной палаты, денежные средства в виде указанной компенсации не могут считаться принадлежавшими вкладчику-наследодателю, поскольку на день смерти у него не возникло право на получение компенсации, следовательно, она не может входить в состав наследства.
В данном случае выплата компенсации по вкладу производится независимо от закрытия счета непосредственно в отделениях Сбербанка РФ только наследникам вкладчика, указанным в Законе о бюджете, в соответствии с вышеназванными Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
В отношении сделанных вкладчиком распоряжений банку на случай своей смерти (статья 561 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. - далее - "ГК РСФСР") и завещательных распоряжений, имеющих силу нотариально удостоверенных завещаний, статья 1128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), необходимо иметь в виду следующее.
Исходя из нормы статьи 561 ГК РСФСР, в случае, если владелец вклада, являющегося гарантированным сбережением, сделал распоряжение банку о выдаче вклада в случае своей смерти любому лицу, то при наступлении такого случая сумма вклада не включается в состав наследства, а выдается банком лицу, указанному в распоряжении, которое может быть не только наследником. Если такой вклад закрыт при жизни вкладчика, указанное распоряжение утрачивает значение, поскольку денежных средств во вкладе нет.
Завещательное распоряжение правами на денежные средства, внесенные во вклад или находящиеся на счете гражданина в банке, совершенное в соответствии со статьей 1128 ГК РФ, имеет силу нотариально удостоверенного завещания. В таком случае денежные средства, находящиеся во вкладе, включаются в состав наследства и наследуются наследниками по завещанию, соответственно на них распространяются правила ГК РФ об обязательной доле. Федеральная нотариальная палата разделяет мнение о том, что при определении наследственной массы для исчисления размера обязательной доли должна учитываться лишь та денежная сумма, хранящаяся во вкладе, которая имелась на день открытия наследства.
Что касается компенсационных выплат по такому вкладу, то если право на их получение возникло у вкладчика при жизни, но он им не воспользовался, то это право включается в наследственную массу как принадлежавшее вкладчику на день его смерти. Если при жизни у вкладчика указанного права не возникло, то оно не может быть включено в состав наследства. В таком случае компенсацию по вкладу независимо от закрытия счета могут получить только лица, относящиеся к определенному кругу наследников, в соответствии с вышеназванными Законом о бюджете и Правилами.
Рассматривая вопрос, касающийся выплаты компенсации на оплату ритуальных услуг, следует учитывать, что поскольку данная компенсация выплачивается в случае смерти владельца вклада, наследникам при предъявлении документов, подтверждающих их право на наследство, либо физическим лицам, осуществившим оплату ритуальных услуг, по предъявлении ими соответствующего постановления нотариуса либо их представителям (пункт 4, 8 Правил). Компенсация на оплату ритуальных услуг не может признаваться принадлежавшей наследодателю-вкладчику, и соответственно не может быть включена в состав наследственного имущества. Этот вид компенсации носит целевой характер, что подтверждается положениями статьи 17 Закона о бюджете, которые предусматривают, что размер компенсационных выплат наследникам не уменьшается на сумму ранее полученной компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6 тысяч рублей.
Президент
М.И.САЗОНОВА