Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФНП от 08.04.2015 N 1020/03-16-3

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО

от 8 апреля 2015 г. N 1020/03-16-3

Направляю для сведения и возможного использования в работе переписку Федеральной нотариальной палаты и Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу распределения между нотариусами полномочий по ведению наследственных дел в связи со вступлением в силу с 01.01.2015 (за исключением отдельных положений) Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Президент

Федеральной нотариальной палаты

К.А.КОРСИК

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО

от 24 февраля 2015 г. N 500/06-06

1 января 2015 года, за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

С принятием вышеуказанного Федерального закона статья 36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), устанавливающая правило, согласно которому при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы, совершение таких нотариальных действий как выдача свидетельства о праве на наследство и принятие мер к охране наследственного имущества может быть возложено на любого нотариуса, занимающегося частной практикой, признана утратившей силу с 1 января 2015 года. В период действия данной статьи субъект Российской Федерации, исходя из конкретных обстоятельств, самостоятельно устанавливал порядок предоставления полномочий по совершению указанных нотариальных действий нотариусу, занимающемуся частной практикой. Так, например, в некоторых субъектах Российской Федерации ведение наследственных дел было закреплено за конкретными нотариусами, в других субъектах Российской Федерации распределение наследственных дел происходило в зависимости от конкретных наименований улиц, проспектов и т.д.

Принимая во внимание положения статей 61 - 66 и 68 - 73 Основ, регулирующих вопросы, связанные с оформлением наследственных прав, Федеральная палата полагает, что в случае открытия наследства после 1 января 2015 года обратиться за оформлением перехода прав на наследственное имущество можно к любому нотариусу по месту открытия наследства независимо от того, работает он в государственной нотариальной конторе или занимается частной практикой.

При этом Федеральный закон не содержит положений, распространяющих действие этого Закона на наследство, открывшееся до его вступления в силу. В связи с чем в практике работы нотариусов возникают вопросы, в частности касающиеся порядка ведения наследственных дел в случае, если смерть гражданина наступила до 1 января 2015 года и при этом никто из наследников не принял наследство.

По мнению Федеральной нотариальной палаты, к наследству, открывшемуся до указанной даты, применяется порядок ведения наследственных дел, установленный в субъекте Российской Федерации, действовавший на день открытия наследства.

В связи с этим прошу Вас высказать мнение Министерства юстиции Российской Федерации по затронутому вопросу.

Президент

Федеральной нотариальной палаты

К.А.КОРСИК

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 марта 2015 г. N 12-34553

В Департаменте по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой рассмотрено письмо в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

По результатам рассмотрения сообщается следующее.

До 1 января 2015 г. вопросы распределения полномочий по ведению наследственных дел решались путем принятия совместного решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой, в соответствии с положениями статьи 36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы).

Поскольку статья 36 Основ с 1 января 2015 г. признана утратившей силу, на территории Российской Федерации в отношении наследственных дел лиц, умерших после 31 декабря 2014 г., должен применяться принцип "Наследство без границ".

Наследственные дела, открытые до 1 января 2015 г. по алфавитному или территориальному принципу, продолжают вести те же нотариусы, которые их открывали. Старый порядок распределения наследственных дел по алфавитному или территориальному признаку применяется в отношении лиц, умерших до 1 января 2015 г., и предполагает открытие наследственного дела тем нотариусом, который был наделен такими полномочиями до указанной даты.

И.о. директора Департамента

по вопросам правовой помощи

и взаимодействия с судебной системой

И.А.ЗАЛУЦКАЯ

Другие документы по теме
"О разъяснении к письму от 05.04.93 N 1-565/32-7/01-17/497-07"
<О Методических основах определения потребности в материалах, конструкциях и изделиях в составе рабочей документации на строительство>
"О дополнительном лекарственном обеспечении"
"О Приказе Минздравсоцразвития России от 11.02.2009 N 43н" (вместе с "Рекомендациями по составлению отчета уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (г. Байконура) о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (г. Байконура) за счет субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов", "Рекомендациями по составлению отчета территориального фонда ОМС об использовании субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов", "Рекомендациями по составлению отчета федерального фонда ОМС об использовании субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов")
Ошибка на сайте