<Письмо> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 16.03.2015 N 10-0676-КЛ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
ПИСЬМО
от 16 марта 2015 г. N 10-0676-КЛ
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ И УЧЕТА В РАБОТЕ
ФГБУ "ФКП Росреестра" направляет для сведения и учета в работе письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.10.2014 N 10-3383-КЛ по вопросам осуществления кадастрового учета земельных участков.
Заместитель директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
ПИСЬМО
от 21 октября 2014 г. N 10-3383-КЛ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение), рассмотрев обращение филиала Учреждения сообщает.
1. О необходимости наличия в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведений о местоположении границ земельных участков, определенных в соответствии с требованиями части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о кадастре описание местоположения границ является уникальной характеристикой земельного участка.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в ГКН и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012 N 518 были утверждены Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, вступившие в силу 17.04.2013.
Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 28.02.2013 N Д23и-493 (размещенном на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет), в целях дальнейшего преобразования земельных участков, сведения о местоположении границ которых на момент их внесения в ГКН соответствовали требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, уточнение их границ не обязательно.
В соответствии со статьей 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Учреждение обращает внимание, что в соответствии со статьей 45 Закона о кадастре при внесении в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках документы, содержащие сведения о местоположении границ ранее учтенных земельных участков, не требуются.
Частью 6 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в ГКН сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы ГКН, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
Согласно части 4 статьи 16 Закона о кадастре если иное не установлено Законом о кадастре, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
С учетом изложенного, по мнению Учреждения, требование о необходимости уточнения сведений ГКН о местоположении границ земельного участка, не установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства (в том числе в случае отсутствия в ГКН сведений о местоположении границ земельного участка), для внесения изменений в сведения ГКН о разрешенном использовании такого земельного участка, для учета части такого земельного участка либо для постановки на кадастровый учет земельных участков, образованных путем преобразования такого земельного участка, противоречит положениям Закона о кадастре.
2. О принятии решения о приостановлении кадастрового учета в случае постановки на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем перераспределения земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствий с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса, перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев:
перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса.
При этом следует отметить, что перераспределение земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, статьей 11.7 Земельного кодекса не предусмотрено.
Таким образом, Учреждение полагает, что в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем перераспределения земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и необходимых для кадастрового учета документов, необходимо принимать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 27 Закона о кадастре - объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Учреждение обращает внимание, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ГКН (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
По мнению Учреждения, в случае постановки на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем перераспределения земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета допустимо делать ссылку также на пункт 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре только при наличии пересечения границы образуемого земельного участка с границей не участвующего в перераспределении земельного участка, сведения о местоположении границ которого имеются в ГКН.
При этом необходимо отметить, что согласно изменениям в статью 11.7 Земельного кодекса, вступающим в силу с 01.03.2015 в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного Кодекса в редакции, вступающей в силу с 01.03.2015.
3. О приостановлении осуществления кадастрового учета в случае отсутствия в межевом плане информации об уточнении границы преобразуемого земельного участка, сохраняющегося в измененных границах (далее - измененного земельного участка), путем добавления новой точки, возникшей в связи с образованием из него земельного участка.
Согласно пункту 10 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования к межевому плану), раздел "Сведения об измененных земельных участках и их частях" включается в состав межевого плана, в случае если межевой план подготовлен в результате кадастровых работ по образованию земельного участка (земельных участков) путем:
1) выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности;
2) раздела земельного участка, в результате которого исходный земельный участок сохраняется в измененных границах.
При этом форма раздела Сведения об измененных земельных участках и их частях" не предусматривает включение сведений о координатах характерных точек границ измененного земельного участка.
Пунктом 11 Требований к межевому плану установлено, что раздел "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" включается в состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ:
1) по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка;
2) по уточнению сведений ГКН о местоположении границ части (частей) земельного участка;
3) по исправлению ошибки в сведениях ГКН о местоположении границ и (или) площади земельного участка;
4) по образованию земельных участков, в случае если одновременно уточнены сведения о местоположении границ смежных земельных участков.
Таким образом, включение в состав межевого плана раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" для уточнения местоположения границ измененного земельного участка Требованиями к межевому плану не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 20 Требований к межевому плану, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.
Также Учреждение отмечает, что согласно части 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, то есть внесение в сведения ГКН о местоположении границ измененного земельного участка новой точки, не являющейся характерной, нецелесообразно.
С учетом изложенного, по мнению Учреждения, требование Филиала о необходимости включения в состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков путем выдела из земельного участка или раздела с сохранением земельного участка в измененных границах, сведений об уточнении местоположения границы измененного земельного участка (добавления новой точки, которая возникает у образуемого земельного участка, но отсутствует у измененного земельного участка, в случае совпадения границы образуемого земельного участка с границей измененного земельного участка) является необоснованным.
Также Учреждение полагает, что в указанном случае выводы Филиала о возможности принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре (имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости), а также о нарушении требований части 10 статьи 38 Закона о кадастре и статьи 11.9 Земельного кодекса не соответствуют положениям указанных нормативно-правовых актов.
Учреждение обращает внимание, что вопросы, затронутые в обращении Филиала, урегулированы действующим законодательством, и рекомендует провести в Филиале мероприятия, направленные на ознакомление сотрудников Филиала с нормативно-правовыми актами, регулирующими кадастровые отношения, а также методическими письмами Минэкономразвития России, Росреестра, Учреждения, содержащими разъяснения отдельных положений указанных нормативно-правовых актов.
Заместитель директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВ