<Письмо> ФФОМС от 23.07.2025 N 00-10-80-1-06/11409
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 23 июля 2025 г. N 00-10-80-1-06/11409
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) рассмотрел обращение по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования на оплату расходов, в том числе выплат на социальное обеспечение работников медицинских организаций и по компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), а также уставом Федерального фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, Федеральный фонд не наделен полномочиями разъяснять законодательство Российской Федерации. Вместе с тем считаем возможным отметить следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации.
В определении от 27 февраля 2025 г. N 314-О при рассмотрении жалобы об оспаривании части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оспариваемое законоположение в силу буквального содержания и его места в действующем нормативном регулировании не предполагает возможности расходования средств обязательного медицинского страхования на выплаты, не связанные с осуществлением деятельности медицинской организации по оказанию бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.
Виды затрат детализированы по группам в Методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (раздел XII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н).
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Выплата выходного пособия и выплаты среднего месячного заработка за второй и третий месяцы после увольнения не относятся к компенсационным выплатам, установленным системами оплаты труда.
Предусмотренные статьей 178 ТК РФ выплаты по своей правовой природе являются гарантированными социальными выплатами работникам за счет средств работодателя при проведении организационно-штатных мероприятий. Данные выплаты не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, соответственно не могут быть оплачены за счет средств обязательного медицинского страхования.
В структуру тарифа входит такой вид расходов, как социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации. Под данным видом расхода подразумеваются только те меры социального обеспечения, которые федеральным законодательством предоставляются конкретно работникам медицинских учреждений.
Предусмотренные статьей 178 ТК РФ выплаты не подпадают под такой вид расходов, как социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, соответственно не могут быть оплачены за счет средств обязательного медицинского страхования.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н, определяет правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления для бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данный порядок не определяет источник финансирования расходов и не может применяться при определении источника финансирования расходов по выплатам, предусмотренным статьей 178 ТК РФ.
Таким образом, по мнению Федерального фонда, отвлечение средств ОМС на выплаты, предусмотренные статьей 178 ТК РФ, не связанные с осуществлением деятельности медицинской организации по оказанию бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, не соответствует целям предоставления субвенции.
Кроме того, вопросы целевого направления средств на социальные выплаты, не предусмотренные системой оплаты труда, были предметом рассмотрения судебных инстанций разного уровня.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2024), выплаты социального характера не входят в состав заработной платы по смыслу статьи 129 ТК РФ, так как не зависят от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования при осуществлении выплат, предусмотренных статьей 178 ТК РФ, подтверждается, в том числе судебными решениями Арбитражного суда Приморского края от 10.07.2025 по делу А51-390/2025, Арбитражного суда Республики Хакасия от 25.06.2024 по делу N А74-10291/2023.
Заместитель председателя
А.С.ТРЕТЬЯЧЕНКО