<Письмо> ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 26.02.2020 N 08-05-1/2303-НБ
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"
ПИСЬМО
от 26 февраля 2020 г. N 08-05-1/2303-НБ
ФАУ "Главгосэкспертиза России" (далее - Учреждение) повторно рассмотрело обращение и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее - Положение N 145), на Учреждение, как организацию по проведению государственной экспертизы, возложена обязанность разъяснять по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
С учетом изложенного, Учреждение не уполномочено разъяснять вопросы, связанные с применением санитарно-эпидемиологических требований и установления санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ).
Вместе с тем сообщаем, что Учреждение придерживается позиции, изложенной в письме от 28 января 2020 г. N 08-05-1/796-НБ, кроме того необходимо дополнительно отметить следующее.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в состав проектной документации объектов капитального строительства включаются разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения, в том числе санитарно-эпидемиологических требований. В соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение N 87), предусмотрено включение в раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" ситуационного плана (карты-схемы) района строительства с указанием границ СЗЗ. Кроме того, подпунктом "б" пункта 12 Положения N 87 установлено, что раздел проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" должен содержать обоснование границ СЗЗ объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения таких зон в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, материалы, обосновывающие границы СЗЗ, в соответствии с требованиями Положения N 87 должны быть включены в состав проектной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ, в рамках экспертизы проектной документации должна проводиться оценка соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Учитывая изложенное, в рамках государственной экспертизы проектной документации должна проверяться обоснованность границ СЗЗ.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 16 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 (далее - Правила N 222), обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека, включено в состав проекта СЗЗ. Согласно абзацу 3 пункта 3.1 санитарных норм и правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" (далее - СанПиН) обоснование размеров СЗЗ осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в данном СанПиН. Пунктом 4.1 СанПиН закреплено, что установление размеров СЗЗ производится в соответствии с проектом обоснования СЗЗ.
В соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством органом, уполномоченным на принятие решения об установлении СЗЗ, в том числе о согласовании границ СЗЗ, принятых в проекте СЗЗ, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (абзац 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Согласно пункту 20 Правила N 222 сведения о границах СЗЗ являются приложением к решению об установлении СЗЗ, выданному уполномоченным органом.
Необходимо отметить, что пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 455-ФЗ) внесены изменения в статью 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые регулируют исключительно вопрос представления решений об установлении СЗЗ. Положения пункта 9 статьи 5 Федерального закона N 455-ФЗ не изменяют требования к процессам получения санитарно-эпидемиологического и экспертного заключений по проекту СЗЗ объекта. Таким образом, положения статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ также не отменяют необходимость представления в организацию по проведению государственной экспертизы санитарно-эпидемиологического и экспертного заключений по проекту СЗЗ.
Н.В.БОГОМОЛОВА