<Письмо> ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 05.09.2022 N 01-01-17/14421-НБ
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"
ПИСЬМО
от 5 сентября 2022 г. N 01-01-17/14421-НБ
ФАУ "Главгосэкспертиза России" (далее - Учреждение) рассмотрело обращение по вопросу проведения органами негосударственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов и сообщает следующее.
ФАУ "Главгосэкспертиза России" является учреждением, подведомственным Минстрою России, действует в пределах полномочий, предусмотренных уставом, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", и уполномочено давать разъяснения о порядке проведения государственной экспертизы.
Вместе с тем сообщаем, что согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства проводится в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.
Пунктом 2 части 3.4 статьи 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объектов, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, подлежат государственной экспертизе.
Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 49 Кодекса в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы (часть 1 статьи 49 ГрК РФ).
ГрК РФ не предусматривает проведение проверки достоверности определения сметной стоимости в рамках государственной либо негосударственной экспертизы для объектов капитального строительства, финансирование которых предполагается осуществлять из других источников, не указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ.
Таким образом, исходя из норм Кодекса, проверка достоверности определения сметной стоимости строительства осуществляется только в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации и проводится только в отношении объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ.
Проверка сметной стоимости для объектов капитального строительства, финансирование которых предполагается осуществлять из других источников, не указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, может быть проведена в рамках иных услуг, если оказание таких услуг предусмотрено уставом учреждения, уполномоченного на проведение экспертизы. Включение таких заключений в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства ГрК РФ не предусмотрено.
Отмечаем, что данное письмо не является нормативным правовым актом, не содержит правовых норм, не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Н.В.БОГОМОЛОВА