Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФАС России от 27.12.2016 N ВК/90841/16

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 27 декабря 2016 г. N ВК/90841/16

О КОМПЕТЕНЦИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

Во исполнение пунктов 36 и 49 Плана оказания методической помощи территориальным органам в 2016 году, утвержденного приказом ФАС России от 30.03.2016 N 379/16, по вопросу компетенции антимонопольного органа при осуществлении антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения ФАС России сообщает следующее.

1. Заключение договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

При этом лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеют право заключать договоры теплоснабжения с потребителями.

Обязанность по заключению договора теплоснабжения установлена лишь в отношении единой теплоснабжающей организации.

Таким образом, для заключения договора теплоснабжения следует обращаться в адрес назначенной единой теплоснабжающей организации, для которой договор теплоснабжения является публичным. В соответствии с частью 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства.

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно части 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единые теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом о теплоснабжении для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных Правилами.

Кроме того, согласно статье 15 Закона о теплоснабжении и пункту 12 Правил теплоснабжающие организации (в том числе единая теплоснабжающая организация) и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

При этом согласно части 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Согласно пункту 30 Правил при заключении договора теплоснабжения с иным владельцем источника тепловой энергии потребитель обязан возместить единой теплоснабжающей организации убытки, связанные с переходом от единой теплоснабжающей организации к теплоснабжению непосредственно от источника тепловой энергии, в размере, рассчитанном единой теплоснабжающей организацией и согласованном с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Таким образом, отказ единой теплоснабжающей организации от заключения договора теплоснабжения с потребителями, в том числе урегулирования договорных отношений с теплоснабжающими (теплосетевыми организациями), имеет признаки нарушения антимонопольного законодательства.

2. Технологическое присоединение к сетям теплоснабжения.

В пунктах 9, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, до проведения аукциона обращается в соответствующую организацию с запросом о выдаче технических условий на подключение. При этом порядок определения и предоставления технических условий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, установлен перечень информации, которую должен предоставлять орган местного самоуправления при запросе теплоснабжающей организации о выдаче технических условий.

При этом необходимость предоставления сведений о планируемом сроке ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, а также о планируемой величине необходимой подключаемой нагрузки в обязательном порядке не установлена.

Указанная информация предоставляется при наличии.

В соответствии с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) должен определить необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий. Обязательства организации, предоставившей технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, прекращаются в случае, если в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления правообладателю земельного участка указанных технических условий он не определит необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и не подаст заявку о таком подключении (технологическом присоединении).

3. О подключении объектов капитального строительства к сетям организации, осуществляющей эксплуатацию таких сетей, и у которой отсутствует утвержденная инвестиционная программа.

В соответствии с положениями Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения - это плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 Закона о теплоснабжении.

Законом о теплоснабжении не предусмотрено случаев, когда плата за подключение не подлежит взиманию.

В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (постановление - N 83) если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение.

Необходимо отметить, что данная норма противоречит положениям Закона о теплоснабжении. Кроме того, регулирование цен и тарифов не является предметом правового регулирования постановления N 83.

Учитывая, что федеральный закон обладает более высокой юридической силой, чем постановление Правительства Российской Федерации, нормы постановления N 83 в части, противоречащей федеральным законам, не применяются.

Порядок установления и расчета платы за подключение к системам теплоснабжения установлен Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания).

Таким образом, при рассмотрении вопроса (жалоб) на действия органа регулирования субъекта Российской Федерации при установлении платы за подключение к системам теплоснабжения необходимо руководствоваться положениями Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования и Методических указаний.

4. Заключение договоров теплоснабжения и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определяемым по соглашению сторон (включая цены по которым заключаются указанные договоры).

Действующем законодательством предусмотрено несколько случаев, при которых возможно заключить договоры в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым по соглашению сторон.

I. В соответствии со статьей 12 Закона о теплоснабжении в случае возможности осуществления в пределах отдельной системы теплоснабжения экономически оправданного перехода из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка регулирование тарифов в сфере теплоснабжения в такой системе теплоснабжения может быть отменено.

Указанное решение принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Отмена регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по предложению органа местного самоуправления по согласованию с организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, или по предложению организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органом местного самоуправления и по согласованию с федеральным антимонопольным органом.

Необходимо отметить, что для принятия решения об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения должны быть учтены следующие обстоятельства:

1) наличие на территории поселения или городского округа, на которой находится данная система теплоснабжения, развитой газораспределительной системы или эффективно функционирующего товарного рынка альтернативных видов топлива, применяемых в целях теплоснабжения, при имеющейся технической возможности для подключения (технологического присоединения) к системе или системам теплоснабжения поселения или городского округа источников тепловой энергии, функционирующих на основе использования альтернативных видов топлива;

2) отсутствие субсидирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе перекрестного субсидирования, оказывающего влияние на выбор потребителем вида топлива, применяемого в целях теплоснабжения;

3) ценовая доступность обеспечения теплоснабжения с использованием альтернативных видов топлива.

II. В соответствии с частями 2.1, 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении с 01.01.2015 по 31.12.2017 по соглашению сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя правомерно устанавливать:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

При этом указанные цены должны быть не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Исключение составляют цены (тарифы) на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей. Такие цены (тарифы) подлежат государственному регулированию.

С 01.01.2018 цены (тарифы), указанные в пунктах 1, 2, 3, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон, за исключением случаев:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч Гкал за 2017 год.

Согласно Закону о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются в отношении каждой организации, в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей.

Для потребителей, приобретающих тепловую энергию, производимую на источнике с установленной мощностью до десяти Гкал в час, или потребляющих менее пятидесяти тысяч Гкал в год, дата полной отмены тарифного регулирования будет определена по решению Правительства Российской Федерации (часть 2.3 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

При этом, согласно пункту 3.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон, а также договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам (тарифам), подлежащим регулированию, при расчете тарифов в сфере теплоснабжения используются необходимая валовая выручка и объем таких товаров в размере, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей, осуществляемого в соответствии со всеми указанными договорами.

Таким образом, с 01.01.2018 года в отношении потребителей тепловой энергии, которые потребляют менее пятидесяти тысяч гигакалорий в год, органы регулирования принимают тарифные решения в установленном порядке, а при потреблении более пятидесяти тысяч гигакалорий в год потребитель и ресурсоснабжающая организация определяют цену договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по соглашению сторон.

Для потребителей, приобретающих тепловую энергию, производимую на источнике с установленной мощностью до десяти гигакалорий в час, или потребляющих менее пятидесяти тысяч гигакалорий в год, дата полной отмены тарифного регулирования будет определена по решению Правительства Российской Федерации.

Таким образом, до 2018 года не согласование с органами регулирования субъекта Российской Федерации возможных тарифных последствий в случаях заключения договоров, указанных в частях 2.1, 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, при рассмотрении жалоб хозяйствующих субъектов, может носить признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 13(1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, в случае заключения договоров, предусмотренных частями 2.1, 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, организация в течение 10 календарных дней с даты заключения договора обязана уведомить об этом орган регулирования с указанием объемов тепловой энергии и (или) теплоносителя (с указанием вида и параметров теплоносителя), которые подлежат реализации в соответствии с таким договором, и даты начала исполнения обязательств по указанному договору.

III. Также возможность заключения договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, предусмотрена Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил нерегулируемый долгосрочный (на срок более чем 1 год) договор может быть заключен при соблюдении следующих условий:

- заключение нерегулируемого долгосрочного договора в отношении тепловой энергии, произведенной источниками тепловой энергии, введенными в эксплуатацию до 1 января 2010 г., не влечет за собой дополнительное увеличение тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие объекты которых введены в эксплуатацию до 1 января 2010 г.;

- существует технологическая возможность снабжения тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем от источников тепловой энергии потребителя тепловой энергии.

Справочно. При переходе на нерегулируемые договоры хозяйствующие субъекты обязаны обращаться к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации за заключением об отсутствии отрицательных тарифных последствий, возникающих в результате долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определяемым по соглашению сторон (приказ ФСТ России от 22.02.2013 N 43).

В соответствии с пунктом 2 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 30.12.2015 N АД-П9-8971 Федеральной антимонопольной службе ежеквартально докладывает в Правительство Российской Федерации об организации мониторинга заключения договоров теплоснабжения и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определяемым по соглашению сторон (включая цены, по которым заключаются указанные договоры).

В.Г.КОРОЛЕВ

Другие документы по теме
"О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")
"О внесении изменений в письмо ФТС России от 19.09.2014 N 14-40/44929"
"Об утверждении Порядка предоставления налоговым органам сведений из реестра системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн"
Ошибка на сайте