<Письмо> ФАС России от 18.08.2025 N ВК/77494/25
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 августа 2025 г. N ВК/77494/25
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Федеральная антимонопольная служба в целях информирования территориальных органов ФАС России по вопросу применения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) взамен разъяснений, ранее направленных письмом ФАС России от 11.08.2021 N ВК/67016/21, сообщает.
1. Доминирующее положение регионального оператора.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под региональным оператором по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881).
Таким образом, Законом N 89-ФЗ предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой в области обращения с отходами.
До 01.09.2025 действуют Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее соответственно - Правила N 1156, постановление N 1156).
С 01.09.2025 вступают в законную силу Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2025 N 293 (далее соответственно - Правила N 293, постановление N 293).
Правила N 293 предусматривают заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО только с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО (пункт 7 Правил N 293).
Необходимо отметить, что разъяснения о порядке признания доминирующим положения регионального оператора были доведены до сведения территориальных органов ФАС России письмом ФАС России от 08.07.2020 N ИА/57450/20.
Учитывая, что региональный оператор является лицом, оказывающим решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с ТКО и (или) способным устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, к нему могут применяться меры антимонопольного реагирования.
2. Порядок и особенности заключения договора по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
При этом для регионального оператора договор на оказание этих услуг является публичным, следовательно, он не вправе отказать в его заключении потребителю - собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Договор об оказании услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением N 1156 (с 01.09.2025 - постановлением N 293) (далее - типовой договор).
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Положениями статей 154 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в структуру платы за коммунальные услуги входит обращение с ТКО.
При этом обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО наступает при наличии соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором и предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Таким образом, само по себе включение региональным оператором в договор условий, которые не предусмотрены типовым договором, но относятся к целям и предмету договора, и по которым стороны достигли согласия, не является нарушением антимонопольного законодательства.
Вместе с тем согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 2) само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.
Таким образом, пресечение нарушения запрета, установленного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, допускается как до, так и после заключения договора, в который включается спорное условие.
Также согласно пункту 14 Постановления Пленума ВС РФ N 2 навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов.
Таким образом, оценка действий регионального оператора по включению условий договора, не предусмотренных типовым договором, на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства осуществляется с учетом всех обстоятельств, установленных антимонопольным органом в каждом конкретном случае.
Учитывая изложенное, ФАС России обращает внимание, что действия регионального оператора, выразившиеся в несоблюдении при заключении договора, формы типового договора (например, исключение или изменение существенных условий договора без согласия потребителя), могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Например, ФАС России были выданы предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, региональным операторам, включившим в типовые договоры следующие положения:
- региональный оператор имеет право не осуществлять вывоз ТКО в случае, если потребителем не обеспечен свободный подъезд к местам нахождения контейнеров (бункеров), при этом услуга в данном случае считается надлежащим образом оказанной региональным оператором и подлежит оплате потребителем (предупреждение ФАС России от 27.11.2024 N МШ/108786/24);
- при наличии у потребителя задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО по настоящему договору региональный оператор вправе в одностороннем порядке изменить очередность распределения денежных средств, поступивших от потребителя, независимо от назначения платежа, указанного в платежном документе (предупреждение ФАС России от 27.11.2024 N МШ/108781/24);
- региональный оператор имеет право приостановить оказание услуг при обнаружении отходов, не являющихся предметом договора (предупреждение ФАС России от 27.11.2024 N МШ/108772/24);
- региональный оператор имеет право ограничивать и (или) приостанавливать в установленном порядке оказание услуг в случае нарушения потребителем своих обязанностей, установленных пунктом 3.3 договора, в том числе в случае нарушения потребителем установленных сроков и (или) порядка оплаты услуг (прим. - в пункте 3.3 договора указаны обязанности потребителя не только о сроках и порядке оплаты услуг, но и перечислены обязанности о недопущении повреждения контейнеров, об обеспечении беспрепятственного доступа к месту накопления ТКО и т.д.) (предупреждение ФАС России от 27.11.2024 N МШ/108769/24);
- в случае просрочки оплаты услуг потребителем региональный оператор вправе приостановить оказание услуг по договору, предварительно уведомив об этом потребителя за три рабочих дня (предупреждение ФАС России от 03.12.2024 N МШ/111060/24);
- региональный оператор имеет право не оказывать услуги в рамках настоящего договора в случае неисправности контейнера(-ов) потребителя, при этом региональный оператор не несет ответственности за невывоз ТКО, находящихся в таком(-их) контейнере(-ах) и услуга считается оказанной и размер платы за услугу по обращению с ТКО не подлежит перерасчету (предупреждение от 06.02.2025 N МШ/9641/25);
- региональный оператор освобождается от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по договору при наличии обстоятельств, делающих исполнение невозможным, в частности, в случае отсутствия беспрепятственного доступа мусоровоза к месту накопления отходов (в том числе из-за парковки автомобилей, не очищенных от снега подъездных путей и т.п.), перемещения потребителем контейнеров с места накопления отходов, возгорания отходов в контейнерах и др., при этом потребитель в данном случае не освобождается от обязанности оплаты по договору (предупреждение ФАС России от 18.04.2025 N МШ/36733/25);
- региональный оператор имеет право не осуществлять вывоз ТКО в случае, если потребителем не обеспечен свободный подъезд к местам (площадкам) накопления и нахождения контейнеров (бункеров), при этом потребитель обязан по требованию регионального оператора компенсировать потери, в том числе, но не ограничиваясь, связанные с простоем спецтехники, расходами по подаче спецтехники (предупреждение ФАС России от 22.05.2025 N МШ/47592/25).
В данных действиях региональных операторов содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании неопределенному кругу потребителей условий договора, невыгодных для них или не относящихся к предмету договора, которые могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей услуги по обращению с ТКО.
3. Нарушение порядка заключения договоров в сфере обращения с ТКО.
3.1. С 01.09.2025 порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО будет регламентирован Правилами N 293.
Пунктом 24 Правил N 293 установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения об организации обращения с ТКО извещает также в средствах массовой информации и иными доступными способами потенциальных потребителей (уполномоченные организации) о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании Правил N 293 в случае если потребитель (уполномоченная организация) не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с абзацем четвертым пункта 24 Правил N 293, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на 16-й рабочий день со дня размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет" на условиях, указанных в пункте 26 Правил N 293.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 293 в случае если потребитель (уполномоченная организация) не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктом 9 Правил N 293, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора исходя из объема и (или) массы ТКО, которые рассчитаны по нормативу накопления ТКО, и по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, на 11-й рабочий день со дня:
а) заключения договора управления многоквартирным домом (далее также - МКД), содержащего обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, - с лицом, указанным в подпункте "а" пункта 8 Правил N 293;
б) заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником жилого дома - с организацией, указанной в подпункте "б" пункта 8 Правил N 293;
в) осуществления государственной регистрации товарищества с юридическим лицом, указанным в подпункте "в" пункта 8 Правил N 293;
г) возникновения или перехода права собственности или иного законного права на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, указанные подпункте "г" пункта 8 Правил N 293, - с лицами, указанными в подпункте "г" пункта 8 Правил N 293.
Согласно разделу II Правил N 293 при поступлении заявки потребителя со всеми необходимыми сведениями и документами, предусмотренными пунктами 13 и 14 Правил N 293, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет потребителю (уполномоченной организации) 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (уполномоченной организацией).
Потребитель (уполномоченная организация) в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр указанного договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от его подписания с приложением к нему предложений о внесении в него изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Таким образом, у собственника ТКО при несогласии с представленным проектом договора есть право на направление мотивированного отказа от подписания указанного проекта договора.
Региональный оператор в течение 20 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа рассматривает его, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
Необходимо отметить, что действия регионального оператора по созданию условий, при которых у потребителя нет возможности предоставить мотивированные возражения по тексту проекта договора, а также прекращение мероприятий по урегулированию разногласий по проекту договора (неработающий сайт в сети "Интернет", закрытый офис, неполучение заказных писем), могут содержать признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3.2. Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пункт 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусматривает, что операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать ТКО, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Действия операторов по обращению с ТКО, владеющих объектами обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, выразившиеся в отказе от заключения вышеуказанных договоров с региональным оператором, а также действия по навязыванию невыгодных условий договора могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункты 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Корреспондирующая обязанность регионального оператора по заключению договоров с операторами по обращению с ТКО следует из взаимоувязанных положений Закона N 89-ФЗ и Правил N 293. Так, региональный оператор в отношении заключения вышеуказанных договоров не может отказаться или уклоняться от их заключения.
4. О порядке коммерческого учета объема и (или) массы ТКО.
ФАС России отмечает, что с 01.09.2025 при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО стороны должны руководствоваться Правилами N 293.
В соответствии с пунктом 11 типового договора, утвержденного постановлением N 293, стороны договора обязаны выбрать способ осуществления коммерческого учета ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2024 N 671 (далее соответственно - постановление N 671, Правила N 671).
Ранее порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО был регламентирован Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - постановление N 505).
Согласно пункту 2 постановления N 671 постановление N 505 признано утратившим силу.
Таким образом, положения об осуществлении коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО при раздельном накоплении ТКО неактуальны.
С 01.09.2024 порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО регламентирован Правилами N 671.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 671 коммерческий учет объема и (или) массы ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО в показателях объема и (или) массы и количества расчетных единиц, используемых при определении нормативов накопления ТКО;
- количества и объема контейнеров, бункеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, в которых осуществляется складирование ТКО, в показателях объема и (или) массы с учетом графика вывоза, а также с учетом средней плотности ТКО, определенной в соответствии с пунктом 5 Правил N 671 (в случае, если коммерческий учет осуществляется в показателях массы);
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 1.1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе определить способ расчета объема и (или) массы ТКО в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО и (или) утвердить порядок выбора способа расчета объема и (или) массы ТКО региональным оператором и (или) потребителем услуги по обращению с ТКО. Указанные способ и порядок могут предусматривать расчет объема и (или) массы ТКО в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО путем определения объема и (или) массы ТКО исходя из нормативов накопления ТКО или путем определения фактического объема и (или) массы накопленных ТКО, а также условия применения указанных расчетов.
Согласно пункту 7 Правил N 671 в случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определен способ расчета объема и (или) массы ТКО и (или) утвержден порядок выбора указанного способа, в целях осуществления расчетов с потребителями коммерческий учет объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с указанным способом и (или) порядком выбора указанного способа.
В иных случаях в целях осуществления расчетов с потребителями коммерческий учет объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с пунктами 8 - 12 Правил N 671.
Пунктом 8 Правил N 671 установлено, что в целях осуществления расчетов с потребителями коммерческий учет объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 6 Правил N 671.
При этом действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрена обязанность регионального оператора и собственника ТКО производить учет объема и (или) массы ТКО только способом исходя из нормативов накопления ТКО, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7, 9 - 12 Правил N 671, региональный оператор и собственник ТКО вправе выбрать способ коммерческого учета, предусмотренный абзацем третьим подпункта "а" пункта 6 Правил N 671, при соблюдении требований установленных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ реестр мест (площадок) накопления ТКО должен включать в себя:
- данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО;
- данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО;
- данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО;
- данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.
Ограничение по способу коммерческого учета ТКО, предусмотренное пунктами 7, 9 - 12 Правил N 671, установлено только для следующих ситуаций:
- если органом государственной власти субъекта Российской Федерации определен способ расчета объема и (или) массы ТКО и (или) утвержден порядок выбора указанного способа (пункт 7 Правил N 671);
- если согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО МКД, жилой дом является единственным источником образования ТКО, закрепленным за контейнерной площадкой и (или) мусоприемной камерой, при условии заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 9 Правил N 671);
- если согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на контейнерной площадке складируются ТКО, образующиеся только в определенном садоводческом некоммерческом товариществе (далее - СНТ) или огородническом некоммерческом товариществе (далее - ОНТ), при условии заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с данными СНТ или ОНТ (пункт 10 Правил N 671);
- если согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на контейнерных площадках складируются ТКО, образуемые в зданиях, строениях, сооружениях (за исключением МКД и жилых домов), нежилых помещениях (за исключением нежилых помещений в МКД), на земельных участках у одного потребителя, на основании заявления потребителя (пункт 11 Правил N 671);
- если по соглашению между региональным оператором и потребителями, отнесенными к различным категориям, при условии согласия всех таких потребителей, складирующих ТКО в месте (площадке) накопления ТКО, выраженного в письменной форме, а также отражения в реестре мест (площадок) накопления ТКО сведений о нахождении места (площадки) накопления ТКО и об источниках образования ТКО, которые образованы потребителями и складируются в таких местах (площадках) накопления ТКО (пункт 12 Правил N 671).
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам и пользователям жилых помещений уточняются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В случаях, предусмотренных пунктами 7 (если органом государственной власти субъекта Российской Федерации предусмотрен расчет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО) и 9 Правил N 671, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров, бункеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО.
Как ранее отмечалось, согласно разделу II Правил N 293 при поступлении заявки потребителя со всеми необходимыми сведениями и документами, предусмотренными пунктами 13 и 14 Правил N 293, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет потребителю (уполномоченной организации) 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (уполномоченной организацией), а потребитель (уполномоченная организация) в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр указанного договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от его подписания с приложением к нему предложений о внесении в него изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Таким образом, в случае несогласия собственника ТКО с предлагаемым региональным оператором способом коммерческого учета ТКО, собственник ТКО в соответствии с Правилами N 293 вправе направить мотивированный отказ от подписания проекта договора и предложить изменения в проект договора в части порядка осуществления иного способа применения учета объема и (или) массы ТКО.
Кроме того, стороны вправе заключать дополнительные соглашения о внесении изменений в договор, в том числе по способу коммерческого учета.
По мнению ФАС России, действия регионального оператора, выразившиеся в навязывании невыгодных условий потребителю (например, в навязывании невыгодного для потребителя способа коммерческого учета ТКО), могут содержать в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
5. Порядок сбора и вывоза ТКО.
Пунктом 1 типового договора, утвержденного постановлением N 293, предусмотрено, что региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и (или) массе и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, энергетическую утилизацию, утилизацию ТКО путем производства из их органической части искусственных грунтов, обезвреживание и захоронение ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (уполномоченная организация) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по обращению с ТКО по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 41 Правил N 293 в случае если в реестре мест (площадок) накопления ТКО отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, с которым региональным оператором заключено соглашение об организации обращения с ТКО, а также в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, для включения сведений о таких местах (площадках) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 2 типового договора, утвержденного постановлением N 293, объем и (или) масса ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, способ складирования и периодичность вывоза, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО определяются согласно приложению.
Пунктом 30 Правил N 293 определено, что складирование ТКО осуществляется потребителями в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО следующими способами и в следующих местах (площадках) накопления ТКО:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры и (или) бункеры, расположенные на контейнерной площадке;
в) в контейнеры, расположенные на территории домовладений;
г) в контейнеры, расположенные в техническом помещении (за исключением МКД);
д) в контейнеры и (или) бункеры, расположенные в системах подземного накопления ТКО;
е) иным способом, установленным порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
При этом потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к типовому договору.
Необходимо отметить, что действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрено случаев, при наступлении которых региональный оператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, региональный оператор обязан продолжать оказывать соответствующую услугу потребителям. Например, оспаривание региональным оператором в судебном порядке нормативов накопления ТКО не может рассматриваться как основание для прекращения вывоза ТКО при наличии действующего договора.
Так, действия регионального оператора, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, выразившиеся в неправомерном прекращении поставки ресурса (услуги по обращению с ТКО), должны рассматриваться антимонопольными органами на предмет нарушения Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума ВС РФ N 2 прекращение реализации товара определенному покупателю, всем покупателям или их определенной группе, в том числе в связи с прекращением производства, и (или) уклонение от заключения договора с ними могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением со стороны хозяйствующего субъекта-продавца по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и тогда, когда эти действия (бездействие) влекут за собой устранение конкуренции на том смежном рынке, на котором с использованием данного товара осуществляет свою деятельность покупатель (покупатели), что предвидел или должен был предвидеть доминирующий субъект на момент совершения им названных действий.
Таким образом, действия регионального оператора, выразившиеся в неправомерном отказе от вывоза ТКО, могут рассматриваться на предмет нарушения запрета, установленного пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
6. Отнесение отходов в виде листьев, веток от древесно-кустарниковой растительности, которые образуются в ходе уборки придомовой территории жилого дома, МКД, к ТКО и их учет при определении нормативов накопления ТКО.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что к ТКО относятся:
- отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;
- отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
- эпидемиологически безопасные медицинские отходы, приближенные по составу к ТКО.
Ранее порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, был установлен Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 269 при определении нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Правила N 269 утратили законную силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 N 1390 (далее - постановление N 1390), которое утвердило Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 1390).
ФАС России обращает внимание, что в Правилах N 1390 прямо не предусмотрено положение об учете отходов, образующихся при уборке придомовой территории, при определении нормативов в составе отходов.
При этом согласно пункту 3 постановления N 1390 нормативы накопления ТКО, установленные субъектом Российской Федерации до вступления в силу Правил N 1390, применяются до установления нормативов накопления ТКО в соответствии с положениями Правил N 1390, но не позднее 01.07.2027.
Таким образом, утвержденные уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации нормативы накопления ТКО, при определении которых учитывались отходы, образующиеся при уборке придомовой территории, применяются до установления нормативов накопления ТКО в соответствии с положениями Правил N 1390, но не позднее 01.07.2027.
Необходимо отметить, что при проведении оценки действий (бездействия) регионального оператора по обращению с ТКО, выразившихся в невывозе отходов, образующихся при уборке придомовой территории, на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, необходимо установить сведения об учете таких отходов в составе утвержденных нормативов накопления ТКО.
Согласно подпункту "в" пункта 36 Правил N 293 запрещается складирование отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, в местах (площадках) накопления ТКО.
7. Пакетный сбор ТКО.
Согласно подпункту "в" пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в том числе в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В Правилах N 293 данное положение исключено, при этом подпунктом "е" пункта 30 Правил N 293 установлено, что складирование ТКО осуществляется потребителями в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в том числе иным способом, установленным порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, антимонопольным органам при оценке действий (бездействия) региональных операторов необходимо установить наличие на территории субъекта Российской Федерации порядка накопления ТКО, утвержденного исполнительным органом субъекта Российской Федерации, предусматривающего возможность осуществления складирования ТКО путем пакетного сбора в границах зоны деятельности регионального оператора, а также установить наличие обязанности регионального оператора по предоставлению пакетов или иных емкостей потребителям.
Дополнительно ФАС России сообщает, что вопрос наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях тех или иных лиц устанавливается антимонопольным органом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции.
8. Торги, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора.
Пунктом 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 (далее - Правила N 1133), установлено, что цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:
а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;
б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами N 1133.
Так, в силу пункта 10 Правил N 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:
а) подпунктом "а" пункта 3 Правил N 1133, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50% ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;
б) подпунктом "б" пункта 3 Правил N 1133, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении.
Согласно пункту 9 Правил N 1133 в отношении не менее 15% объема услуг по транспортированию ТКО, выделенных в отдельные лоты, проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
При этом если в документации об отборе и соглашении не содержится обязательного условия о проведении торгов по отбору операторов, осуществляющих транспортирование ТКО, а также если в зоне регионального оператора образуется менее 30% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, такой региональный оператор не обязан проводить торги в порядке, предусмотренном Правилами N 1133.
В случаях, не попадающих под требования, установленные Правилами N 1133, а также под действие Закона N 44-ФЗ, региональный оператор обязан руководствоваться положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ФАС России обращает внимание, что в действиях (бездействии) регионального оператора, выразившихся в непроведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, проведении торгов в отношении меньшей территории, чем предусмотрено Правилами N 1133 и (или) документацией об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении, а также при отсутствии лотов для субъектов малого и среднего предпринимательства могут усматриваться признаки нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
9. Основания, по которым юридическое лицо, может быть лишено статуса регионального оператора. Назначение "временного" регионального оператора.
Согласно пункту 40 Правил N 1156 юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по следующим основаниям:
а) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил N 1156, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором;
б) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил N 1156 и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;
в) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с ТКО превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО;
г) нарушение схемы потоков ТКО от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами;
д) нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами N 881.
Как отмечалось ранее, с 01.09.2025 вступают в законную силу Правила N 293.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 293 юридическое лицо, с которым уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации заключено соглашение, может быть лишено статуса регионального оператора и с ним может быть расторгнуто соглашение:
а) по решению уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации, с которым заключено соглашение, по следующим основаниям:
- принятие юридическим лицом, с которым уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации заключено соглашение, решения о ликвидации;
- прекращение действия лицензии регионального оператора на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности;
- вступление в законную силу решения арбитражного суда о признании регионального оператора несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- отказ юридического лица, с которым уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации заключено соглашение, от статуса регионального оператора;
б) на основании вступившего в законную силу решения суда по иску уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации, с которым заключено соглашение, по следующим основаниям:
- нарушение 5 и более раз в течение календарного года по вине регионального оператора условий соглашения, за исключением нарушения условия о предоставлении безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению;
- нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- наличие на дату обращения в суд у регионального оператора просроченной задолженности перед оператором по транспортированию ТКО или оператором объекта, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом или актом сверки взаимных расчетов, подписанным региональным оператором и оператором по транспортированию ТКО или оператором объекта, в размере, равном или превышающем 25% величины обязательств по договору на оказание услуг по транспортированию ТКО или по договору на оказание услуг с использованием объекта за год;
- нарушение 5 и более раз в течение календарного года по вине регионального оператора, операторов по транспортированию ТКО, за исключением случаев, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, схемы потоков ТКО от источников образования ТКО до объектов обработки, энергетической утилизации, утилизации ТКО путем производства из их органической части искусственных грунтов, обезвреживания и захоронения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 6 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ исполнительный орган субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, вправе без проведения конкурсного отбора присвоить в порядке, установленном указанным исполнительным органом, статус регионального оператора на срок, не превышающий одного года с даты присвоения статуса регионального оператора, и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с Законом N 89-ФЗ присвоен статус регионального оператора, а при отказе такого юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
По истечении указанного срока уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации проводится конкурсный отбор в порядке, установленном Правилами N 881.
ФАС России обращает внимание, что в действиях уполномоченных исполнительных органов субъектов Российской Федерации при принятии решения о лишении статуса регионального оператора и назначении "временного" регионального оператора могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе признаки антиконкурентного соглашения, заключенного между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующим субъектом, при наличии доказательств антиконкурентной направленности.
Оценка данных действий на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом с учетом всех обстоятельств, установленных в каждом конкретном случае.
В.Г.КОРОЛЕВ