<Письмо> ФАС России от 25.05.2023 N ВК/40718/23
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 мая 2023 г. N ВК/40718/23
РЕКОМЕНДАЦИИ
ФАС РОССИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
(ТАРИФОВ) ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАСХОДОВ ГРО
Настоящие разъяснения подготовлены для применения в дальнейшей работе в связи с поступающими в адрес ФАС России запросами по вопросу определения экономически обоснованных расходов за подключение.
Порядок определения размера расходов на выполнение мероприятий в рамках догазификации установлен разделом VII Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18 (далее - Методические указания).
Согласно пункту 4 Методических указаний органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующий орган) на очередной календарный год устанавливается, в том числе размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования физических лиц (за исключением выполнения мероприятий в границах земельных участков, на которых располагаются домовладения этих физических лиц), намеревающихся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, осуществляемых без взимания с них средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение заявителя, проложены газораспределительные сети, по которым осуществляется транспортировка газа, а также при наличии у таких лиц документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение и земельный участок, на котором расположено это домовладение, не покрытых финансовыми средствами, получаемыми газораспределительной организацией (далее - ГРО) в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа ГРО и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемыми ГРО от иных источников финансирования.
Пунктом 26(26) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), установлено, что в целях определения экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий на осуществление технологического присоединения заявителей, указанных в абзаце втором пункта 26(22) Основных положений, газораспределительные организации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) сведения о фактически понесенных расходах на технологическое присоединение за отчетный квартал в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным исполнительным органом в области государственного регулирования цен (тарифов).
Размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения, утверждается исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - регулирующий орган) в течение 1 месяца с даты поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 26(26) Основных положений.
В соответствии с пунктом 43 Методических указаний для расчета планового размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 4 Методических указаний, ГРО направляет в регулирующий орган следующие материалы:
а) заявление об определении размера экономически обоснованных расходов за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 4 Методических указаний, за отчетный год.
Указанное заявление подписывается уполномоченным лицом ГРО и скрепляется печатью ГРО (при наличии);
б) актуальная на 1 октября текущего календарного года учетная политика ГРО для целей бухгалтерского учета;
в) расчет численности работников структурных подразделений ГРО, занятых в сфере реализации мероприятий по подключению (технологическому присоединению), с приложением статистической отчетности, содержащей сведения о численности и заработной плате работников структурных подразделений ГРО, за предыдущий календарный год;
г) копии бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах с раздельным учетом расходов и доходов по регулируемым видам деятельности с приложением копий отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств;
д) информация о составе планируемых расходов на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования в случае, указанном в подпункте "г" пункта 4 Методических указаний (рекомендуемый образец оформления приведен в приложении N 10 к Методическим указаниям), за отчетный год.
Для определения размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 4 Методических указаний, ГРО предоставляет в регулирующий орган сведения о фактически понесенных расходах на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования за отчетный квартал после завершения мероприятий по созданию сети газораспределения (рекомендуемый образец оформления приведен в приложении N 11 к Методическим указаниям) (пункт 44 Методических указаний).
На основании изложенного, ФАС России обращает внимание на обязанность регулирующего органа утвердить размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению газоиспользующего оборудования в рамках догазификации в течении 1 месяца с даты получении полного комплекта документов, предусмотренных пунктами 43, 44 Методических указаний.
Относительно вопроса использования укрупненных нормативов цен строительства (далее - НЦС) при определении экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения отмечаем.
Согласно пункту 46 Методических указаний экономически обоснованные расходы за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 4 Методических указаний, сложившиеся у ГРО, не должны превышать в том числе расходы на выполнение строительно-монтажных работ, определенные в соответствии с НЦС.
То есть экономически обоснованные расходы за подключение газоиспользующего оборудования в рамках догазификации утверждаются регулирующим органом в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 46 Методических указаний.
Также согласно пунктам 15 и 32 Методических указаний фактические экономически обоснованные расходы газораспределительных организаций, приведенные к ценам планируемого года и используемые для расчета размера платы за технологическое присоединение, а также при установлении размера стандартизированных тарифных ставок, не могут превышать расходы, определенные в соответствии с НЦС, а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.
Приказом Минстроя России от 14.03.2023 N 184/пр утверждены Укрупненные нормативы цен строительства. НЦС 81-02-15-2023. Сборник N 15. Наружные сети газоснабжения (далее - Приказ N 184/пр).
Таким образом, расходы на строительно-монтажные работы при подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования в рамках догазификации не должны превышать расходы, определенные в соответствии с НЦС, предусмотренных Приказом N 184/пр.
Пунктом 14 Приказа N 184/пр определено, что размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в показателях НЦС, рекомендуется определять с использованием данных о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетным методом с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН).
При этом Методические указания не запрещают использования всех справочников НЦС при формировании стоимости объекта.
Учитывая изложенное, ФАС России считает возможным при подтверждении ГРО экономически обоснованных расходов на выполнение строительно-монтажных работ использование нескольких справочников НЦС в зависимости от вида работ.
Следовательно, в случае отсутствия утвержденных НЦС регулирующим органам допускается использование данных о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или использование расчетного метода с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, для определения экономически обоснованных расходов за подключение в рамках догазификации, а также стандартного подключения.
В.Г.КОРОЛЕВ