<Письмо> ФАС РФ от 18.03.2010 N ЦА/7320
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 марта 2010 г. N ЦА/7320
ОБ ОБОСНОВАННОСТИ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ
ЗА СОРТИРОВКУ ПОДПИСНЫХ ТИРАЖЕЙ
По вопросу обоснованности взимания ФГУП "Почта России" платы за сортировку периодических печатных изданий с издателей сообщаем.
В соответствии с Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2001 N 759 (далее - Правила), "подписка на периодические печатные издания" - форма распространения периодических печатных изданий, включающая в себя ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания, и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставку. При этом установлено, что договор подписки заключается подписчиком - гражданином, имеющим намерение приобрести или приобретающим периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с распространителем, то есть с лицом, выполняющим функции по распространению указанных изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Таким образом, Правила регламентируют отношения потребителя услуги с продавцом услуги по подписке (распространителем).
Потребитель, заказывающий услугу по подписке, оплачивает суммарно каталожную цену и подписную цену издания, которая указывается в подписном каталоге.
Отношения редакции, издателя с распространителем Правила не устанавливают.
В основном функционирование рынка подписки осуществляется следующим образом:
Подписные агентства по агентскому договору по проведению подписки на периодические печатные издания, заключаемому с редакциями, издателями, берут на себя обязательства по формированию подписного каталога, а также совершать сделки с третьими лицами от имени подписного агентства по поручению редакции, издательства и за их счет, связанные с распространением издания по подписке.
Деятельность по осуществлению ряда технологических операций, составляющих услугу распространения периодических печатных изданий по подписке, исполняют иные хозяйствующие субъекты, в основном ФГУП "Почта России" по агентским договорам с подписными агентствами.
В ряде случаев заключаются договоры непосредственно ФГУП "Почта России" с редакцией, издательством.
При этом ФГУП "Почта России" оказывает редакции услуги в соответствии с заключенным договором.
Во исполнение пункта 3 Протокола совещания "О распространении в Российской Федерации периодических печатных изданий по подписке" от 30.03.2006 N ДМ-П-44-24пр ФАС России совместно с Федеральным агентством связи, ФГУП "Почта России", при участии издательств и подписных агентств разработана Методика формирования и применения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставке газет и журналов (далее - Методика).
В соответствии с Методикой рассчитываются тарифы, формирующие подписную цену издания.
Пунктом 2.2.1 Методики учитываются затраты ФГУП "Почта России" на обработку экземпляра издания в газетных узлах, то есть на его сортировку. Пунктом 2.2.3 Методики учитываются затраты ФГУП "Почта России" на внутриобластную перевозку изданий от газетного узла до отделения почтовой связи.
Перечень газетных узлов опубликован ФГУП "Почта России".
Фактически в Методике учитываются затраты ФГУП "Почта России" на этапе "последней мили", в месте доставки периодического печатного издания подписчику.
Таким образом, затраты на сортировку, перевозку периодических печатных изданий, на этапах до газетных узлов в Методике не учитываются.
Решение о необходимости такого формирования услуги в ходе разработки Методики принято с учетом мнения издательского сообщества и на основании того, что сортировка и перевозка периодических печатных изданий до газетного узла является потенциально конкурентным видом деятельности, может осуществляться непосредственно издательствами, иными хозяйствующими субъектами (например, типографиями), транспортными компаниями.
Исходя из изложенного ФАС России полагает обоснованным выделение в качестве отдельных услуг услуги по сортировке и перевозке на этапах, которые могут быть потребителем (редакцией, издательством) не востребованы.
А.Г.ЦЫГАНОВ