<Письмо> ФАС России от 15.02.2017 N РП/9150/17
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 15 февраля 2017 г. N РП/9150/17
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев в рамках полномочий обращение ООО по вопросу распространения ограничений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), на закупку дезинфицирующих средств в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 102 ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются в отношении перечня отдельных видов медицинских изделий, утвержденного Постановлением N 102 (далее - Перечень). В Перечень включены медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты (код 20.20.14.000 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014).
В соответствии с частью 1, 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила государственной регистрации медицинских изделий на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416.
Таким образом, по мнению ФАС России, ограничения на закупку дезинфицирующих средств для государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Постановлением N 102, распространяются исключительно в случае закупки медицинских изделий, содержащих антисептические и дезинфицирующие препараты, которые зарегистрированы в качестве медицинских изделий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, по мнению ФАС России, на закупку дезинфицирующих средств, обращающихся на территории Российской Федерации и не зарегистрированных в качестве медицинских изделий, не распространяются ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Постановлением N 102.
ФАС России обращает внимание, что наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о контрактной системе возможно установить при рассмотрении конкретной закупки, исходя из положений документации о закупке, заявки участника и всех обстоятельств дела.
Порядок и сроки направления жалобы в контрольный орган в сфере закупок установлены главой 6 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если при осуществлении закупок товаров, работ, услуг нарушаются права и законные интересы участника закупки, такое лицо вправе обжаловать действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, либо в судебном порядке.
При этом жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего необходимо направлять в территориальный орган ФАС России по месту нахождения лиц, чьи действия обжалуются.
Дополнительно ФАС России сообщает, что в соответствии с пунктом 59 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 N 98-р, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) является ответственным исполнителем за разработку Постановления N 102, в связи с чем ООО вправе обратиться в Минпромторг России по вопросам о разъяснении Постановления N 102.
Р.А.ПЕТРОСЯН