<Письмо> ФАС РФ от 10.06.2010 N ПС/18279
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 10 июня 2010 г. N ПС/18279
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 17.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"
Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение по вопросу применения норм статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) сообщает следующее.
Учитывая позицию, изложенную в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", договор на право установки на крышах элементов (антенн), оборудования базовых станций сотовой связи, на размещение в помещениях, зданиях, строениях или сооружениях, являющихся государственным или муниципальным имуществом, автоматов по продаже напитков, настенных автоматов по выдаче одноразовой обуви (бахил), платежных терминалов, по которому одно лицо приобретает возможность использовать необособленную часть чужой вещи, не является договором аренды. При этом такой договор не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации и допустим в силу принципа свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отношения, возникающие из этого договора, должны регулироваться общими нормами об обязательствах и договорах, а также условиями самого договора.
При этом, учитывая, что при заключении подобных договоров происходит переход прав владения и (или) пользования в отношении части государственного или муниципального имущества, такие договоры должны заключаться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1 и 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.
В соответствии с частью 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 указанной статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения и составлять более чем двадцать квадратных метров.
Следует обратить внимание, что заключение федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, а также дача согласия на заключение таких договоров без проведения торгов с конкретными хозяйствующими субъектами могут содержать признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей указанным органам принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Во избежание указанных последствий федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует проводить торги на право заключения соответствующих договоров.
П.Т.СУББОТИН