<Письмо> ФАС России от 20.11.2017 N ИА/80721/17
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 ноября 2017 г. N ИА/80721/17
Согласно положениям статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы) при установлении цен (тарифов) должны учитывать требования о соблюдении экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), не предусматривают учета в составе необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, участвующей в расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации, расходов на выплату дивидендов акционерам (участникам) регулируемой организации.
Обязанность акционерных обществ по выплате дивидендов установлена статьей 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а уточнение порядка расчета суммы из чистой прибыли, используемой для выплаты дивидендов в отношении ПАО "Россети", определено распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2017 N 1094-р.
Так, величина средств, направляемых на выплату дивидендов, должна рассчитываться с учетом исключения из величины чистой прибыли, в том числе фактических инвестиций, осуществляемых за счет чистой прибыли, полученной от регулируемой деятельности в рамках реализации утвержденных Минэнерго России инвестиционных программ в установленном порядке; доли чистой прибыли, полученной от деятельности по технологическому присоединению к электрическим сетям (включая процентные доходы за рассрочку внесения платы за технологическое присоединение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2016 N 1265), за исключением фактически поступивших денежных средств в отчетном периоде.
Таким образом, действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, включение в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций, участвующей в расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии, расходов на выплату дивидендов не предусмотрено. Возложение бремени расходов на выплату дивидендов на потребителей не соответствует принципам экономической обоснованности тарифов и соблюдения баланса интересов поставщиков и потребителей.
Вместе тем, тарифно-балансовые модели, направленные регулирующими органами в адрес ФАС России в рамках заявлений об установлении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год, а также заявлений о продлении первого долгосрочного периода регулирования организаций, осуществляющих свою деятельность с применением метода инвестированного капитала, предусматривают плановые расходы на выплату дивидендов. В указанных тарифных моделях источником для выплат дивидендов являются средства, которые в соответствии с законодательством предусмотрены, в том числе и на реализацию инвестиционных программ организаций.
При этом законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики предусмотрен механизм сохранения в тарифах экономии операционных (подконтрольных) расходов, которая непосредственно обусловлена реальным и объективным повышением эффективности работы и производительности труда в организациях, которое нашло свое выражение в превышении темпов повышения эффективности (снижения) расходов по отношению к показателям, предусмотренным при установлении тарифов.
Действующим законодательством также регламентированы действия регулирующих органов, направленные на сохранение такой экономии операционных (подконтрольных) расходов, возникшей вследствие повышения эффективности работы и производительности труда в организациях.
В этой связи, дивиденды могут выплачиваться акционерам (участникам) в случае формирования чистой прибыли, возникшей в результате вышеуказанной экономии.
Органам исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов необходимо руководствоваться вышеуказанными требованиями законодательства при формировании расходов, учитываемых при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
И.Ю.АРТЕМЬЕВ