Письмо ФАС России от 16.03.2012 N ИА/7867
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 марта 2012 г. N ИА/7867
О РЕКЛАМЕ НА ДОРОЖНЫХ ЗНАКАХ
В целях уточнения письма ФАС России от 01.12.2011 N АК/44573 в отношении размещения рекламы на дорожных знаках ФАС России сообщает следующее.
Согласно статье 4 международной Конвенции о дорожном движении, подписанной СССР 08.11.1968, вступившей в силу с 21.05.1977 и действующей для России, договаривающиеся стороны обязуются принять меры к тому, чтобы было запрещено помещать на сигнальном знаке, на его опоре или любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения, что-либо, что не имеет отношения к назначению этого сигнального знака или приспособления.
Из указанной нормы Конвенции следует, что запрет устанавливается, в частности, для размещения на сигнальном знаке, на его опоре или любом другом подобном приспособлении информации, не связанной с регулированием дорожного движения.
В согласовании с данной нормой Конвенции часть 3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" закрепляет положение о запрете распространения рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.
Вместе с тем, положения Федерального закона "О рекламе" регулируют отношения именно в сфере рекламы и не затрагивают порядок размещения иной информации, не являющейся рекламой.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты входят в понятие "объекты транспортной инфраструктуры".
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога (в том числе платная) является одним из объектов транспортной инфраструктуры. При этом в силу статьи 8 данного Закона автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, кроме того, автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования, а автомобильные дороги общего пользования местного значения и частные автомобильные дороги могут иметь наименования.
Соответственно, размещение на автомобильной дороге наименования автомобильной дороги, в том числе в качестве указателя ее местонахождения (например, "Дон", "Урал", "Каспий"), направлено на регулирование дорожного движения, независимо от отнесения данной дороги к платной (размещается в виде информационных знаков дорожного движения). Такая информация не является рекламой и, по мнению ФАС России, не может рассматриваться как нарушение указанной Конвенции.
Поскольку такие объекты, как вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, морские и речные порты, аэродромы, аэропорты, также относятся к объектам транспортной инфраструктуры, то размещение на автомобильной дороге наименования таких объектов в качестве указателя местонахождения или движения к таким объектам (например, "Аэропорт Домодедово", "Курский вокзал", "Казанский вокзал") направлено на регулирование дорожного движения (размещается в виде информационных знаков дорожного движения). Такая информация не является рекламой (если она не содержит сведений рекламного характера, таких как, например, дата образования данного объекта или его характеристики, описание) и, по мнению ФАС России, не может рассматриваться как нарушение указанной Конвенции.
Кроме того, в силу отсутствия объекта рекламирования, не подпадает под понятие рекламы указание исключительно на профиль деятельности организации - например, "Аптека", "Супермаркет", "Салон красоты" (то есть без указания обозначения, индивидуализирующего данную организацию, - наименования, товарного знака), в том числе с указанием направления движения к данным объектам. Соответственно, размещение такой информации на опорах знаков дорожного движения не подпадает под запрет, установленный частью 3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Вместе с тем, необходимо отметить, что с учетом понятий рекламы, объекта рекламирования, содержащихся в статье 3 Федерального закона "О рекламе", рекламой является информация, направленная на формирование или поддержание интереса как к определенному лицу, так и товару и их продвижение на рынке.
Таким образом, под понятие рекламы будет подпадать любая информация, содержащая наименование товара, иные средства индивидуализации товара (в том числе товарный знак, логотип), независимо от указания или неуказания вида товара, мест реализации данного товара, описания его свойств и иных сведений (например, "Аленка", "Шоколад Аленка", "БиЛайн", "тарифы БиЛайн", "Мегафон - в салонах Связной").
Размещение такой информации на знаке дорожного движения нарушает запрет, установленный частью 3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
В отношении информации об определенном лице необходимо учитывать следующее.
Положения ГОСТа Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, допускают размещение информации об объектах притяжения участников дорожного движения (адрес, телефон, вид деятельности, направление движения, расстояние до объекта, прочая информация, в т.ч. графическая) совместно со знаками 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.12, при соблюдении определенных условий.
К такой информации могут относиться как сведения, направленные на информирование участников дорожного движения об объекте притяжения участников дорожного движения без направленности на формирование и поддержание к нему интереса, так и сведения, направленные на формирование и поддержание интереса к определенному объекту притяжения участников дорожного движения с целью продвижения его на рынке.
Поскольку Федеральный закон "О рекламе" имеет более высокую юридическую силу, чем указанный ГОСТ, положения ГОСТа, с учетом части 2 статьи 40 Федерального закона "О рекламе", применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О рекламе".
Соответственно, несмотря на возможность размещения в соответствии с ГОСТом на знаках дорожного движения информации о любом объекте притяжения участников дорожного движения, не допускается к размещению на знаках дорожного движения, их опоре, согласно запрету, установленному в части 3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", информация, формирующая интерес к определенному лицу с целью продвижения его на рынке.
Как было указано выше, в силу отсутствия объекта рекламирования, не формирует интерес к определенному лицу с целью продвижения его на рынке размещение сведений исключительно о профиле деятельности организации, в том числе с указанием направления движения к нему и расстояния до объекта.
К информации, направленной на формирование и поддержание интереса к определенному лицу и его продвижение на рынке, по мнению ФАС России, относится указание следующей информации о лице:
- наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя или название торгового предприятия данного лица (независимо от указания вида деятельности), выполненное с использованием товарных знаков, логотипов или иных индивидуализирующих данное лицо обозначений, цветов,
- контактная информация о лице (почтовый адрес, телефон, адрес сайта, электронной почты и т.п.),
- характеристика, описание лица, его деятельности,
- информация о производимых или реализуемых товарах.
Такая информация является рекламой, и ее размещение на знаке дорожного движения или его опоре в силу статьи 19 Федерального закона "О рекламе" не допускается.