<Письмо> ФАС России от 12.07.2019 N ИА/59932/19
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 12 июля 2019 г. N ИА/59932/19
О НЕВОЗМОЖНОСТИ УЧЕТА
В НЕОБХОДИМОЙ ВАЛОВОЙ ВЫРУЧКЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ (ВЫКУП) ОБЪЕКТОВ
ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА
В связи с обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в целях формирования единого системного подхода в вопросах установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, формирования необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, исключения возможности необоснованного роста тарифов, в целях осуществления контроля за экономической обоснованностью включения мероприятий в инвестиционные программы территориальных сетевых организаций, ФАС России сообщает следующее.
К основным документам, регламентирующим инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации, в том числе, в области электроэнергетики, относятся: Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (далее - Постановление N 977), постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 543).
Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (далее - Правила утверждения ИП), утвержденные Постановлением N 977, определяют порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и порядок внесения изменений в инвестиционные программы.
Правилами утверждения ИП предусмотрено участие в процессе утверждения (согласования) инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в том числе в соответствии с компетенцией: Минэнерго России, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 49 Правил утверждения ИП органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вместе с заключением по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы и исчерпывающим перечнем замечаний направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценку:
ценовых (тарифных) последствий выполнения указанной инвестиционной программы на период ее реализации;
соответствия указанного проекта инвестиционной программы значениям целевых показателей надежности и качества услуг, установленным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционной программы.
Абзацем вторым пункта 2 Правил утверждения ИП, предусмотрено, что под инвестиционным проектом в Правилах утверждения ИП понимается вложение инвестиций в сооружение (изготовление, создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию (модификацию) и (или) техническое перевооружение) объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Таким образом, инвестиционный проект непосредственно связан с вложением инвестиций в сооружение объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществлением практических действий. В рамках сооружения объектов основных средств и (или) нематериальных активов могут осуществляться такие действия как изготовление, создание, приобретение (материалов, комплектующих частей единого объекта и т.д.), реконструкция, модернизация (модификация) и (или) техническое перевооружение.
В частности, появление в инвестиционных программах территориальных сетевых организаций инвестиционных проектов по приобретению (выкупу) основных средств (сетевых активов) и учет соответствующих расходов (на приобретение) в тарифах на оказание услуг по передаче электрической энергии может приводить к повторному учету инвестиции, которые ранее уже были осуществлены, и, как следствие, к необоснованному росту цен (тарифов).
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, инвестиционные проекты (титулы) в рамках формирования (корректировок) инвестиционных программ для территориальных сетевых организаций, связанные с приобретением (выкупом) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников, не должны включаться в инвестиционные программы, как расходы источником финансирования которых являются тарифы на услуги по передаче электрической энергии, и, как следствие, учитываться в тарифах. Иное означало бы возможность включения в тарифы территориальных сетевых организаций неограниченного количества средств на приобретение всех иных территориальных сетевых организаций или их электросетевого имущества, которое в свою очередь, может быть осуществлено неоднократно.
При этом необходимо учитывать, что тарифный источник формируется из средств потребителей таких услуг, то есть такое приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников осуществляется не за счет приобретателя активов (территориальной сетевой организации), а за счет лиц, которым он оказывает услуги естественно - монопольного характера, от приобретения которых потребители не могут отказаться в силу их инфраструктурного характера, непосредственно связанного с жизнеобеспечением.
ФАС России считает целесообразным и экономически обоснованным осуществлять консолидацию сетевых активов за счет средств собственников регулируемых организаций, дополнительной эмиссии акций обществ, а также иных собственных средств, либо в рамках исполнения отдельных директив (поручений, распоряжений) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и изданных на их основе директив Правительства Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что утверждение инвестиционных программ осуществляется в соответствии с установленной компетенцией также на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи, приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников за счет тарифа на услуги по передаче электрической энергии, может привести к принятию непосредственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения, приводящего к росту капитализации отдельно взятой территориальной сетевой организации и нарушению законных прав и интересов иных субъектов электроэнергетики и потребителей.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 20 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановление N 543 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре)) систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, проводятся при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения в рамках процедуры рассмотрения дел об установлении цен (тарифов), что не требует издания дополнительного распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 22 Положения о государственном контроле (надзоре) отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) до принятия решения об установлении цен (тарифов) и прилагается к делу об установлении цен (тарифов).
Данную позицию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов необходимо учесть при рассмотрении проектов инвестиционных программ (корректировок) территориальных сетевых организаций, а также при расчете и утверждении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций.
И.Ю.АРТЕМЬЕВ