<Письмо> ФАС России от 24.10.2011 N ИА/39561
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 октября 2011 г. N ИА/39561
О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 18 ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) 12.07.2011 пересмотрел в порядке надзора судебные акты по делу N А01-1223/2010.
Указанными судебными актами Обществу было отказано в удовлетворении требований о признании недействительными решения и предписания Адыгейского УФАС России по делу о нарушении пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в заключении Обществом (субъектом естественной монополии, оказывающим услуги по передаче электрической энергии) договоров страхования ответственности без осуществления отбора финансовой организации путем открытого конкурса или открытого аукциона. При этом сумма страховой премии по указанным договорам не превышала совокупно 100 тыс. руб.
Общество обжаловало решение и предписание антимонопольного органа в арбитражный суд. В обоснование своих требований Общество указывало, что застрахованное имущество не связано с осуществлением естественно-монопольной деятельности. Согласно статье 2 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что статья 18 Закона о защите конкуренции не предусматривает исключений для обязанности субъектов естественной монополии осуществлять отбор финансовой организации путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Указание на Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) лишь определяет порядок проведения таких торгов. Размещение заказа у единственного поставщика (статья 55 Закона о размещении заказов) является иным способом размещения заказа, доступным только для государственных и муниципальных заказчиков.
Суд кассационной инстанции указал, что установленные частью 2 статьи 55 Закона о размещении заказов исключения из общего правила обязательного проведения конкурса или аукциона для государственных или муниципальных нужд могут быть распространены также и на субъекты естественных монополий. При этом невозможность применения пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов в данном случае суд обосновал тем, что договоры страхования ответственности заключены на один год, тогда как названный пункт предусматривает право заказчика размещать заказы на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами, сроком действия в течение квартала.
Президиум ВАС РФ на основании статьи 2 Закона о естественных монополиях пришел к следующим выводам.
Субъект естественной монополии подлежит особому регулированию только в сфере деятельности, являющейся производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, а финансовые услуги, не связанные с естественно-монопольной деятельностью субъекта, не подпадают под регулирование статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов установлено, что заказ размещается заказчиком у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
По итогам размещения этих заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 18 Закона о защите конкуренции, предписывая субъектам естественных монополий осуществлять отбор финансовых организаций для оказания определенных финансовых услуг, включая страхование ответственности, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов, не исключает из числа этих положений статью 55 Закона.
В целях обеспечения единообразной практики применения антимонопольного законодательства ФАС России рекомендует при проведении соответствующих проверок и рассмотрении дел о нарушениях части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции принимать во внимание толкование указанной нормы, примененное Президиумом ФВАС РФ.
Разъяснение ФАС России от 25.02.2009 N ИА/4665 "О применении положения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" к субъектам естественных монополий" применению не подлежит.