<Письмо> ФАС России от 29.12.2021 N ГМ/112800/21
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 29 декабря 2021 г. N ГМ/112800/21
О НАПРАВЛЕНИИ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ
Федеральная антимонопольная служба в соответствии с пунктом 40 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2021 году, утвержденного приказом ФАС России от 14.04.2021 N 348/21, о разъяснении порядка реализации (отчуждения) государственными, муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в соответствии с пунктом 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", сообщает следующее.
Пунктом 9 части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) предусмотрено, что действие данного закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении унитарными предприятиями или учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами (абзац 16 пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации).
При этом в соответствии с пунктом 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" в отношении сделок, предусматривающих переход прав собственности (владения, пользования, распоряжения) на имущество федеральных государственных унитарных предприятий, установлена необходимость проведения торгов в порядке, предусмотренном правилами проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила).
Вместе с тем отдельного порядка отчуждения имущества, закрепленного за иными государственными, муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на федеральном уровне не установлено.
В свою очередь, унитарные предприятия и учреждения не вправе распоряжаться определенными в соответствии со статьями 295, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) видами имущества без согласия собственника.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", положениям статей 9.1, 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество унитарных предприятий и учреждений принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Таким образом, осуществление сделок унитарными предприятиями и учреждениями в отношении определенного вида имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации возможно только с согласия собственника имущества. При этом собственник имущества вправе самостоятельно принимать решение о порядке распоряжения таким имуществом.
Вместе с тем осуществление сделок с имуществом, принадлежащим унитарному предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, с согласия собственника без проведения торгов может содержать признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Кроме того, последовательная передача государственного или муниципального имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление и дальнейшее отчуждение такого имущества без проведения торгов, несмотря на отсутствие формальных признаков нарушения законодательства о приватизации, может расцениваться как обход конкурентных процедур и являться нарушением статей 15, 16 Закона о защите конкуренции.
В случае, если порядок в отношении продажи имущества унитарных предприятий и учреждений не утвержден нормативным правовым актом соответствующего уровня, ФАС России в целях недопущения, ограничения, устранения конкуренции рекомендует проводить торги по отчуждению такого имущества в соответствии с Правилами.
Г.Г.МАГАЗИНОВ