<Письмо> ФАС РФ от 17.11.2009 N АЦ/39979
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 ноября 2009 г. N АЦ/39979
О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при размещении заказов на оказание услуг по организации и финансированию обязательного медицинского страхования и сообщает следующее.
1. Частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов установлено, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Следовательно, размещение государственного заказа при реализации программы обязательного медицинского страхования работников федеральных органов исполнительной власти должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Законом о размещении заказов.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р, включены услуги по финансовому посредничеству, кроме страхования и пенсионного обеспечения.
Таким образом, размещение государственного заказа на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работников федеральных органов исполнительной власти возможно как путем открытого конкурса, так и открытого аукциона в электронной форме.
2. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании) страхователями при обязательном медицинском страховании работающего населения являются организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования.
Частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов определено, что государственными и муниципальными заказчиками могут выступать органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
Таким образом, при закупке услуг обязательного медицинского страхования работающих граждан заказчиками являются органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств, являющиеся в соответствии с Законом о медицинском страховании страхователями по отношению к гражданам, работающим в указанных органах.
На основании изложенного ФАС России сообщает, что при возникновении потребности в размещении заказа на оказание услуг обязательного медицинского страхования соответствующим органам или уполномоченным такими органами получателями бюджетных средств, указанным в части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов, следует проводить процедуру размещения заказа в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Дополнительно ФАС России сообщает, что согласно части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов целью оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе является выявление лучших условий исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Иные критерии устанавливаются заказчиком самостоятельно в соответствии со статьей 28 Закона о размещении заказов.
Согласно Типовым правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 03.10.2003 N 3856/30-3/и (далее - Правила) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора ТФОМС со страховой медицинской организацией.
В соответствии с правовыми основами осуществления обязательного медицинского страхования организации, осуществляющей предоставление финансовых услуг в области медицинского страхования - участнику торгов, с которым заключается государственный контракт, перечисляются денежные средства, включающие в себя две составляющие - основную, фиксированную часть Фонда социального страхования Российской Федерации и норматив расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование.
При этом участник размещения заказа в случае наступления страхового случая будет обязан перечислить медицинскому учреждению утвержденный размер денежных средств. Кроме того, неиспользованные денежные средства, полученные страховой медицинской организацией в рамках договоров (контрактов) обязательного медицинского страхования, за исключением средств на ведение дела, подлежат возврату по итогам финансового года в ФОМС. Следовательно, начальной (максимальной) ценой контракта (лота) в случае проведения конкурса на право заключения контракта по оказанию услуг обязательного медицинского страхования является сумма, равная нормативу расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование.
При этом участники размещения заказа не ограничены в формировании своих ценовых предложений и вправе предлагать любую цену контракта при условии, что такая цена не будет превышать начальную (максимальную) цену, установленную заказчиком, уполномоченным органом в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации.
ФАС России обращает внимание, что заказчику при выборе критериев оценки заявок на участие в конкурсе следует руководствоваться нормами Закона о размещении заказа и правилами оценки заявок на участие в конкурсе, установленными Постановлением N 722.
А.Ю.ЦИРИКОВСКИЙ