<Письмо> ФАС России от 02.07.2014 N АЦ/26473/14
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 июля 2014 г. N АЦ/26473/14
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение, направленное письмом Коми УФАС России от 20.06.2014 N 05-10/5277, о даче разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), а также по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере государственного оборонного заказа).
Вместе с тем, ФАС России сообщает свою позицию по поставленному в обращении вопросу.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках (далее - заказчик).
Действие Закона о закупках распространяется на закупки всех товаров, работ, услуг, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 (далее - Перечень).
Таким образом, в случае закупки товаров, работ услуг, перечисленных в Перечне, заказчик должен проводить такую закупку в электронной форме. При этом способ осуществления такой закупки (конкурс, аукцион, запрос предложения и иные), а также порядок закупки указанным способом заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке.
Закон о закупках и иные нормативные правовые акты, принятые в его реализацию, не определяют, какая процедура может рассматриваться в качестве закупки в электронной форме.
По мнению ФАС России, в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки.
Из обращения следует, что заказчик осуществляет закупку комбикорма.
Учитывая, что комбикорм не включен в Перечень, заказчик не обязан закупать данный товар в электронной форме.
В случае, если товар, работа, услуга не включены в Перечень, заказчик не обязан, но может проводить закупку таких товаров, работ, услуг в электронной форме.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет порядок проведения закупки в электронной форме, в том числе номенклатуру товаров, работ, услуг, не включенных в Перечень, закупки которых осуществляются в электронной форме, особенности реализации способов закупки при осуществлении закупки в электронной форме, необходимость использования электронной подписи, проведения такой закупки на электронной торговой площадке, а также конкретную площадку для проведения указанной закупки.
При этом, в случае если в указанном в обращении случае заказчик в положении о закупке не установил обязанность осуществлять закупку комбикорма в электронной форме, то действия заказчика в части использования бумажного документооборота при проведении данной закупки правомерны.
А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ