<Письмо> ФАС РФ от 12.04.2010 N АЦ/10338
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 12 апреля 2010 г. N АЦ/10338
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
ПО ВОПРОСУ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ
С АПТЕЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение по вопросу разъяснения применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества с аптечными организациями и сообщает.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов, в том числе при предоставлении данных прав на такое имущество медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.
К медицинским учреждениям Законом Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" причислены имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 (далее - Положение), установлено, что медицинская деятельность представляет собой лицензируемую деятельность, которая включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению к Положению.
Таким образом, передача государственного или муниципального имущества без проведения торгов возможна индивидуальным предпринимателям или организациям любой организационно-правовой формы, осуществляющим медицинскую деятельность в соответствии с вышеуказанным перечнем работ (услуг).
Вместе с тем фармацевтическая деятельность представляет собой лицензируемую деятельность, осуществляемую предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств (статья 4 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах").
Аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств. К аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Таким образом, аптечные учреждения не являются организациями, осуществляющими медицинскую деятельность.
С учетом вышеизложенного передача государственного или муниципального имущества лицам, осуществляющим фармацевтическую деятельность, в том числе аптечным организациям, не подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и осуществляется в общем порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, - по результатам торгов (конкурсов, аукционов).
При проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, условия данных торгов, определяемые собственником имущества или уполномоченным им обладателем имущественного права, могут содержать указание на вид разрешенного использования имущества, что не будет противоречить статье 17 Закона о защите конкуренции.
Следует также отметить, что согласно пункту 105 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, в извещении о проведении аукциона должно быть указано целевое назначение имущества, права на которое передаются, в частности, для размещения аптечных организаций.
Таким образом, при указании соответствующего целевого назначения имущества в указанном аукционе будут участвовать лица, осуществляющие фармацевтическую деятельность, что обеспечит равный доступ к государственному или муниципальному имуществу таких лиц.
А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ