<Письмо> ФАС России от 08.04.2015 N АД/17174/15
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 апреля 2015 г. N АД/17174/15
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ ПО ВОПРОСУ
О ПРАВОМЕРНОСТИ ОТКЛОНЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ
ЗАКУПКИ ПРИ НЕСООТВЕТСТВИИ ЗАЯВКИ ПОЛОЖЕНИЯМ ДОКУМЕНТАЦИИ
О ЗАКУПКЕ В ЧАСТИ ОТСУТСТВИЯ УКАЗАНИЯ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение о применении положений Федерального закона от 05.04.2015 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части правомерности отклонения заказчиком заявок участников электронного аукциона при несоответствии заявки положениям ГОСТа, требуемого документацией о закупке, в части отсутствия указания на товарный знак, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, заявка на участие в электронном аукционе, предметом которого является поставка товара, должна содержать указание на товарный знак при наличии у такого товара товарного знака.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вместе с тем, подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, заявка на участие в электронном аукционе, предметом которого является выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указание на товарный знак при наличии у такого товара товарного знака.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, в частности, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таким образом, заказчик устанавливает в документации о закупке технические характеристики объекта закупки, а также вправе установить требование о соответствии товара ГОСТам. Вместе с тем, заказчик в документации о закупке не вправе устанавливать требования к товарам, информации при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации не установлена для юридического лица или индивидуального предпринимателя обязанность регистрации товарного знака.
Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик не вправе устанавливать технические характеристики объекта закупки таким образом, что возможна поставка товара, исключительно имеющего товарный знак, поскольку установление таких требований ограничивает количество участников закупки.
Заместитель Руководителя
А.В.ДОЦЕНКО