<Письмо> ФАНО России от 21.03.2016 N 007-11.0-09/26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПИСЬМО
от 21 марта 2016 г. N 007-11.0-09/26
Управление бухгалтерского учета и отчетности Федерального агентства научных организаций направляет для использования в работе письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 марта 2016 г. N 17-4/В-107 "О налогообложении выплат за счет средств грантов РФФИ".
Начальник Управления
бухгалтерского учета и отчетности -
главный бухгалтер
Ю.Е.СЕМАШКО
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2016 г. N 17-4/В-107
Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. По вопросу начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств гранта.
Из запроса следует, что между грантодателем, грантополучателем (коллективом физических лиц в лице руководителя проекта) и организацией, предоставляющей грантополучателю условия для выполнения научных проектов (далее - организация), заключен трехсторонний договор. По условиям договора грантодатель направляет средства гранта для выполнения работ по проекту на счет организации, которая производит расчеты с грантополучателем, в частности, выплачивает (перечисляет) денежные средства грантополучателю на компенсацию его трудозатрат.
То есть, несмотря на то, что грантополучателем являются физические лица - руководитель и члены научного коллектива, принимающие грант и выполняющие работы по проекту, средства гранта фактически перечисляются на расчетный счет организации и в дальнейшем выплачиваются бухгалтерией данной организации грантополучателю (руководителю и исполнителям) за выполнение работ по проекту.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, то суммы выплат (за исключением поименованных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ) независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств полученного гранта, подлежат обложению страховыми взносами.
При этом, учитывая, что согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности, организации, то обязанность по начислению и уплате страховых взносов с указанных выплат возникает у организации, производящей данные выплаты.
В случае, если выплаты за счет средств гранта производятся грантодателем в пользу грантополучателя - физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, с грантодателем, то объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются.
2. По вопросу включения сумм компенсации трудозатрат грантополучателя в расчет среднего заработка для выплаты ему среднего заработка за время нахождения в служебной командировке, отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск и т.д.
Расчет средней заработной платы в соответствии со статьями 129, 139 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применяется для случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), определенных Кодексом (оплаты отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, оплаты времени простоя по вине работодателя, выплат при направлении работника в служебную командировку и в других случаях). Порядок исчисления среднего заработка установлен статьей 139 Кодекса и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение).
Согласно статье 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом.
Договоры возмездного оказания услуг являются гражданско-правовыми договорами и регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношения, возникающие в рамках гражданско-правовых договоров, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В отличие от трудового договора, сторонами которого выступают работодатель и работник, гражданско-правовой договор заключается между заказчиком и подрядчиком (исполнителем).
Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам (часть 8 статьи 11 Кодекса).
В соответствии со статьей 139 Кодекса, как указано выше, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается единый порядок ее исчисления. В пункте 2 Положения указывается, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Таким образом, если организация - грантополучатель осуществляет выплаты за счет средств грантов физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях, в соответствии с трудовыми договорами, то данные выплаты являются частью заработной платы (статья 129 Кодекса) и, соответственно, учитываются при расчете средней заработной платы. Если выплаты за счет средств грантов физическим лицам осуществляются в рамках гражданско-правовых отношений, то данные выплаты не учитываются при расчете средней заработной платы.
Кроме того, следует отметить, что договоры гражданско-правового характера со штатными работниками не должны заключаться для выполнения (оказания) данными лицами тех работ (услуг), которые исполняются ими в рамках трудовых договоров. В соответствии со статьей 11 Кодекса суд вправе переквалифицировать гражданско-правовые отношения с работником в трудовые отношения, если в ходе рассмотрения дела будут обнаружены признаки трудовых отношений.
Директор Департамента развития
социального страхования
Л.Ю.ЧИКМАЧЕВА