<Письмо> Банка России от 17.07.1995 N 80К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июля 1995 г. N 80К
Центральный банк Российской Федерации доводит до сведения, что органами Госналогслужбы России в I квартале т.г. проведена массовая проверка выполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 в части соблюдения условий работы с денежной наличностью.
Проверка показала, что банки и другие кредитные учреждения, руководствуясь Порядком применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", установленным Госналогслужбой России, Минфином России и Центральным Банком России (письмо от 13.08.94 N ВГ-4-13/94н, 104 и 104), принимают определенные меры по организации и практическому осуществлению контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, передачи налоговым органам материалов проверок, которыми установлены нарушения, для рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных Указом. В результате в проверенном периоде налоговыми органами по представлениям банков взысканы штрафы с хозяйствующих субъектов и их должностных лиц за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм, неоприходование в кассу денежной наличности, несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств и накопление их в кассах сверх установленных лимитов на общую сумму 139,8 млрд. рублей.
Госналогинспекцией по Красноярскому краю за нарушение расчетов между юридическими лицами сверх установленных предельных сумм бюро услуг "Интертурвиза" предъявлены финансовые санкции в сумме 752,5 млн. рублей, Госналогинспекцией по г. Москве по представлению Первомайского филиала коммерческого банка "Мосиндустриалбанк" применены финансовые санкции к филиалу "Энергомонтажтеплоизоляция" АООТ "Энергозащита" в сумме 871,4 млн. рублей, Госналогинспекцией по Оренбургской области акционерному обществу "Ормез" по представлению Орского филиала Оренбургского коммерческого банка "Южный Урал" предъявлены финансовые санкции за накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита в сумме 237,8 млн. рублей.
Вместе с тем в организации контроля за соблюдением условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации проверкой выявлены серьезные недостатки и нарушения, вследствие чего проводимые мероприятия не дают должного результата и требования Указа в этой части во многих случаях не выполняются.
В отдельных регионах нормативные документы, регламентирующие порядок работы с денежной наличностью и организацию контроля, доведены не до всех коммерческих банков и других кредитных учреждений. В частности, в Волгоградской области они не были доведены до коммерческих банков "Агропромбанк", "Меридиан - Плюс", "Волгофондбанк", "Газпромбанк", в Вологодской области - до банков "Бумеранг", "Соколбанк", "Череповецкомбанк", в Республике Башкортостан - до коммерческого банка "Башкирия". Аналогичные факты выявлены в Пермской и Самарской областях, г. г. Москве и Санкт - Петербурге и других субъектах Российской Федерации.
В республиках Башкортостан, Марий Эл, Карелия, Мордовия, в областях Вологодской, Калининградской, Кемеровской, Курской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Ростовской, Сахалинской, Свердловской, городах Москве и Санкт - Петербурге большое количество банков вообще не проводили проверки по данному вопросу хозяйствующих субъектов, находящихся на их расчетно - кассовом обслуживании.
Вследствие такой неудовлетворительной организации контроля за соблюдением условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, при наличии массовых нарушений со стороны хозяйствующих субъектов, проверке подвергается крайне незначительное их количество, что не способствует своевременному устранению имеющихся нарушений, а в итоге обеспечению полного поступления в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также укреплению денежного обращения в стране.
Коммерческим банком "Костромасоцбанк" (Костромская область) в 1994 году проверками было охвачено всего лишь 0,9% находящихся на расчетно - кассовом обслуживании предприятий, учреждений и организаций, "Наратбанк" (Саратовская область) - 1%, Новоторьяльским отделением "Агропромбанка" (Республика Марий Эл) - 1,6%, Кунцевским филиалом Московского индустриального банка - 2,6%, коммерческим банком "Московия" - 2,9%.
В Самарской области в 1994 году банками и кредитными учреждениями в среднем проверено только 5% обслуживаемых клиентов - юридических лиц, Краснодарском крае - 6,4%, Амурской области - 6,8%, Читинской - 7%, Камчатской - 8,2%, Архангельской и Владимирской областях - 10 процентов.
Многими учреждениями банков в нарушение действующего порядка не устанавливаются обслуживаемым предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим налично - денежные расчеты, лимиты остатка денег в кассе или устанавливаются в значительно завышенных размерах, что также не способствует зачислению денежных средств на их расчетные счета и своевременной уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.
В Камчатской области коммерческим банком "Пико - банк" лимиты остатка денежных средств в кассе установлены 5 хозяйствующим субъектам из 90 обслуживаемых (5,5%), банком "Нефтепродукт" - соответственно 16 из 52 (30,7%), а банком "Востокмежкомбанк" лимиты остатка денег в кассе клиентам вообще не устанавливались. В Омской области Корниловским отделением "Агропромбанка" не были установлены лимиты 218 и Называевским отделением этого же банка - 155 юридическим лицам.
Кировским филиалом Межкомбанка (Кировская область) индивидуально - частному предприятию "ВС" при среднедневной торговой выручке 87 тыс. рублей лимит остатка денег в кассе установлен в размере 2 млн. рублей, Гусь - Хрустальным филиалом "Владинвестбанка" (Владимирская область) предприятие "Эдельвейс" при ежедневной выручке 44 тыс. рублей лимит установлен также в размере 2 млн. рублей. "Камчаткомагропромбанком" совместному предприятию "Камкайдо" при фактическом поступлении в кассу выручки в сентябре, октябре и ноябре 1994 года соответственно 3,4 млн. рублей, 3,3 млн. рублей и 20 млн. рублей лимит установлен в размере 25 млн. рублей. Филиалом "Кредитпромбанка" (Новосибирская область) лимит остатка денежных средств в кассе акционерному обществу "Юнникс" установлен в сумме 10 млн. рублей, вместо 600 тысяч, рассчитанных, исходя из среднедневной выручки за три предшествующих месяца. Зубово - Полянским отделением "Агропромбанка" (Республика Мордовия) колхозу "Знамя труда" лимит завышен в 6,4 раза, Мордовскому заводу дубильных экстрактов - в 3,4 раза.
Учреждениями банков практически повсеместно не выполняются требования Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 и совместных указаний Госналогслужбы России, Минфина России и Центрального Банка России о порядке применения его положений в части направления в налоговые органы представлений для рассмотрения дел об административных правонарушениях. Во многих случаях такие представления не направляются вообще или направляются с длительной задержкой, что не позволяет налоговым органам принимать решение о привлечении виновных в нарушениях должностных лиц к административной ответственности в связи с истечением для этого установленного срока.
Коммерческим банком "Уникомбанк" (Московская область) в 1994 г. и I квартале т.г. при проверке обслуживаемых предприятий, учреждений и организаций установлено 213 случаев нарушений условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а представления налоговым органам направлены только по 16 фактам нарушений (7,5%). Калмыцким коммерческим банком "Бульба" за этот же период проведено 117 проверок, нарушения установлены при 62 проверках, а представления в налоговые органы направлены по 4 проверкам.
Учреждениями банков в Амурской области представления в налоговые органы направляются лишь по каждой шестой проверке, которой установлены нарушения, Владимирской области - каждой четвертой, Приморского края - каждой второй проверке, а учреждениями банков в Республике Северная Осетия представления не направлялись вовсе. Муромским филиалом Московского индустриального банка с задержкой более чем на 2 месяца переданы представления по 17 материалам проверок из 26, направленных в налоговые органы. Факты несвоевременного направления в налоговые органы представлений по нарушениям условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций выявлены и во многих других регионах Российской Федерации.
Качество представлений и материалов проверок, направляемых банками в налоговые органы, не всегда отвечает предъявляемым требованиям. Во многих из них нечетко излагаются характер, виды и размеры нарушений, не заполняется раздел IV справки "Распоряжение руководителя учреждения банка о принятии мер по результатам проверки" Рекомендаций Центрального Банка России от 30.09.94 N 113, не указываются конкретные должностные лица, ответственные за допущенные нарушения. В результате значительное количество представлений возвращаются на доработку и дооформление, что в значительной мере задерживает принятие по ним правомерных решений.
По указанным выше причинам налоговыми органами Липецкой области из 120 представлений возвращены на дооформление 75 представлений. Практически все материалы возвращались банковским учреждениям госналогинспекциями по г. Нижнеудинску и Заларинскому району Иркутской области, налоговыми органами Тульской области.
Недостаточно активно учреждения банков реагируют на информации налоговых органов о нарушениях условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выявленных при документальных проверках соблюдения налогового законодательства хозяйствующими субъектами, и не организуют по ним проверки. При этом многие из них необоснованно считают, что они не должны проводить проверки и направлять налоговым органам представления по нарушениям, допущенным при осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями.
Так, в I квартале т.г. налоговыми органами Волгоградской области в банки было направлено 96 информаций об имеющихся нарушениях по указанным выше вопросам, а обратно от них получено представлений для рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложении штрафов только по 44 информациям. Налоговыми органами Московской области представления получены по 13-ти своим информациям из 49, направленных учреждениям банков. Коммерческим банком "Уникомбанк" было получено от налоговых органов 15 информаций о нарушениях, а проверки проведены только по 3 информациям.
Учитывая, что в соответствии со ст. 4 п. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, в целях сокращения неоправданного наличного денежного оборота в хозяйстве Российской Федерации поручаем:
- обратить внимание кредитных организаций на необходимость усиления контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, неукоснительного выполнения положений Указа Президента России от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", активизацию работы в части осуществления проверок по данному вопросу и обязательное информирование органов Госналогслужбы Российской Федерации по фактам выявленных нарушений;
- при инспектировании кредитных организаций обращать серьезное внимание на выполнение нормативных актов Российской Федерации, указаний Банка России по данному вопросу и предъявлять к банкам требования, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
- проанализировать за I полугодие и 9 месяцев 1995 г. сложившееся положение в регионе по соблюдению предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью и выполнению п. 9 Указа Президента N 1006;
- о результатах сообщить Департаменту регулирования денежного обращения соответственно к 15 августа и 15 октября текущего года с приложением справки о проверках соблюдения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
А.А.ХАНДРУЕВ
Приложение
СПРАВКА
О ПРОВЕРКАХ СОБЛЮДЕНИЯ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ