<Письмо> Банка России от 12.09.2023 N 38-1-4/2791
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ
ПИСЬМО
от 12 сентября 2023 г. N 38-1-4/2791
О ПОРЯДКЕ
ВЫДЕЛЕНИЯ АКТИВОВ ЗАБЛОКИРОВАННОГО ФОНДА В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
ФОНД И ОБ ИЗМЕНЕНИИ ТИПА ЗАБЛОКИРОВАННОГО ФОНДА НА ЗАКРЫТЫЙ
ПАЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД
В связи с поступающими в Банк России обращениями по вопросам, связанным с порядком исполнения управляющей компанией паевого инвестиционного фонда (далее - фонд) обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 5.4 Закона N 319-ФЗ <1>, в срок, установленный решением Совета директоров Банка России <2>, принять одно из следующих решений:
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 14.07.2022 N 319-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<2> Решение Совета директоров Банка России от 10.02.2023 "О сроке принятия управляющей компанией решения об изменении типа паевого инвестиционного фонда, в состав активов которого входят заблокированные активы, или о выделении таких активов в дополнительный фонд, о требованиях к правилам доверительного управления дополнительным фондом и к изменениям и дополнениям в правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом, в состав активов которого входят заблокированные активы, а также о требованиях к деятельности управляющих компаний, лиц, осуществляющих ведение реестра владельцев инвестиционных паев, и депозитариев" (далее - Решение СД БР).
- о выделении активов заблокированного фонда <3> в дополнительно формируемый закрытый паевой инвестиционный фонд (далее - дополнительный фонд);
--------------------------------
<3> Открытый, биржевой или интервальный паевой инвестиционный фонд, в состав активов которого входят активы, фактическая возможность распоряжаться которыми ограничена вследствие недружественных действий иностранных государств, международных организаций, иностранных финансовых организаций, в том числе связанных с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и граждан Российской Федерации (далее - заблокированные активы).
- об изменении типа заблокированного фонда на закрытый паевой инвестиционный фонд.
Департамент инвестиционных финансовых посредников Банка России просит довести до членов саморегулируемой организации, являющихся управляющими компаниями фондов, следующее.
1. По вопросу о порядке определения доли заблокированных активов в стоимости чистых активов заблокированного фонда (далее - СЧА) для целей оценки наличия обязанности по принятию решения о выделении заблокированных активов в дополнительный фонд или об изменении типа заблокированного фонда на закрытый паевой инвестиционный фонд.
В случае, если на момент принятия указанного решения выдача, погашение и обмен инвестиционных паев заблокированного фонда не приостановлены в связи с невозможностью определения стоимости активов фонда по причинам, не зависящим от управляющей компании, в соответствии с требованиями статьи 29 Закона N 156-ФЗ <4>, то для целей определения доли заблокированных активов используется стоимость всех активов, размер обязательств, а также значение СЧА, рассчитанные при последнем определении СЧА в соответствии с требованиями Указания N 3758-У <5> такого фонда, предшествующем моменту принятия решения.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".
<5> Указание Банка России от 25.08.2015 N 3758-У "Об определении стоимости чистых активов инвестиционных фондов, в том числе о порядке расчета среднегодовой стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и чистых активов акционерного инвестиционного фонда, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, стоимости имущества, переданного в оплату инвестиционных паев".
В случае, если на момент принятия указанного решения выдача, погашение и обмен инвестиционных паев заблокированного фонда приостановлены в связи с невозможностью определения стоимости активов по причинам, не зависящим от управляющей компании, в соответствии с требованиями статьи 29 Закона N 156-ФЗ, то для целей определения доли заблокированных активов необходимо осуществить специальный расчет СЧА исходя из фактического состава активов и обязательств фонда на момент принятия решения в следующем порядке:
- в качестве стоимости заблокированных активов используется их стоимость, рассчитанная при последнем определении СЧА в соответствии с требованиями Указания N 3758-У, предшествующем моменту принятия решения. При этом если количество какого-либо заблокированного актива с момента такого последнего определения СЧА изменилось (например, погашена часть облигаций), производится соответствующая корректировка общей стоимости такого актива;
- в качестве стоимости иных активов (не заблокированных), а также размера обязательств фонда используется их текущая справедливая стоимость, определяемая в соответствии с требованиями Указания N 3758-У.
2. По вопросу о необходимости получения разрешения, выдаваемого Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, предусмотренного Указом N 81 <6>, в случае выдачи инвестиционных паев дополнительного фонда владельцам инвестиционных паев заблокированного фонда, являющимся лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия <7>.
--------------------------------
<6> Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации".
<7> Иностранные лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Решение о выделении активов заблокированного фонда в дополнительный фонд принимается управляющей компанией заблокированного фонда в силу прямого указания статьи 5.4 Закона N 319-ФЗ. При этом:
- не происходит смены владельцев инвестиционных паев (выдача инвестиционных паев дополнительного фонда осуществляется каждому владельцу инвестиционных паев заблокированного фонда, указанному в списке владельцев инвестиционных паев заблокированного фонда, составленном для выдачи инвестиционных паев дополнительного фонда);
- не изменяется количество инвестиционных паев (выдача происходит в количестве, равном количеству инвестиционных паев заблокированного фонда, принадлежащих соответствующему владельцу инвестиционных паев заблокированного фонда на дату составления списка);
- подача владельцами инвестиционных паев заблокированного фонда заявок на выдачу инвестиционных паев не осуществляется (то есть выдача происходит без волеизъявления их владельцев) <8>.
--------------------------------
<8> Пункт 3 статьи 5.4 Закона N 319-ФЗ, подпункты 1.1, 1.2.6, 1.3.8 Решения СД БР.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что предусмотренный Указом N 81 особый порядок осуществления (исполнения) сделок (операций) с ценными бумагами направлен на защиту национальных интересов Российской Федерации, обеспечения ее финансовой стабильности в связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, связанными с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, и охватывает сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, полагаем, что требования Указа N 81 не распространяются на сделки (операции), совершаемые в соответствии со статьей 5.4 Закона N 319-ФЗ, в том числе в части необходимости получения разрешения, предусмотренного подпунктом "б" пункта 1 Указа N 81.
3. По вопросу об обязанности выделения заблокированных активов в дополнительный фонд в период прекращения заблокированного фонда.
Реализация механизма, предусмотренного статьей 5.4 Закона N 319-ФЗ, направлена на возобновление управляющей компанией фонда операций с ликвидными активами, составляющими имущество фонда, и, как представляется, способствует продолжению инвестиционной деятельности фонда при одновременном обеспечении защиты прав владельцев инвестиционных паев.
Исходя из статей 1, 10, 11, 30 Закона N 156-ФЗ, а также статьи 5.4 Закона N 319-ФЗ в совокупности специальный порядок, установленный статьей 5.4 Закона N 319-ФЗ, применяется в рамках осуществления управляющей компанией фонда доверительного управления активами фонда, а именно, совершения управляющей компанией фонда активных действий по инвестированию активов фонда в объекты доверительного управления имуществом, определенные Законом N 156-ФЗ и Указанием Банка России N 4129-У <9>, учету, хранению имущества фонда, контролю за распоряжением указанным имуществом, то есть до момента наступления оснований, предусмотренных статьей 30 Закона N 156-ФЗ.
--------------------------------
<9> Указание Банка России от 05.09.2016 N 4129-У "О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов".
Учитывая изложенное, полагаем, что положения статьи 5.4 Закона N 319-ФЗ не подлежат применению в случае прекращения заблокированного фонда.
Директор
О.Ю.ШИШЛЯННИКОВА