<Письмо> Банка России от 31.12.2014 N 238-Т
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 декабря 2014 г. N 238-Т
О МЕРАХ
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИКРОФИНАНСОВЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ УСЛУГ В ЦЕЛЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА
Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности за микрофинансовыми организациями выявляются случаи возможного использования таких организаций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
В целях укрепления финансовой стабильности, содействия выявлению и предотвращению злоупотреблений на финансовом рынке, а также в целях минимизации риска вовлечения микрофинансовых организаций, обслуживающих их кредитных организаций в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, Банк России рекомендует следующее.
1. Микрофинансовым организациям:
а) для всестороннего изучения лица, с которым микрофинансовая организация намерена установить деловые отношения (далее - клиент), представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца клиента рекомендуется использовать следующие информационные ресурсы (сервисы) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"):
в отношении физических лиц - резидентов - любой из информационных ресурсов, позволяющих осуществить проверку действительности паспорта гражданина Российской Федерации - информационный сервис "Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", информационный сервис "Проверка по списку недействительных (утраченных (похищенных), оформленных на утраченных (похищенных) бланках паспорта гражданина Российской Федерации, выданных в нарушение установленного порядка, а также признанных недействительными) паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации", находящийся по адресу http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2102, в формате .csv указанный ресурс доступен для скачивания по адресу http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000 (по информации ФМС России, указанный информационный сервис обновляется ежедневно до окончания рабочего дня), размещенные на официальном сайте Федеральной миграционной службы в сети "Интернет", электронный сервис Федеральной миграционной службы для проверки действительности паспортов граждан Российской Федерации, зарегистрированный в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия;
в отношении юридических лиц - резидентов - информационные ресурсы о юридических лицах, которые находятся в процессе ликвидации, юридических лицах, прекращенных путем ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, и о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует, размещенные на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" по адресу: http://www.cbr.ru/egrulinfo/, а также информационные сервисы "Проверь себя и контрагента" и "Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица", размещенные на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет";
в отношении юридических лиц - нерезидентов - информационные ресурсы, позволяющие проверить факт регистрации юридических лиц иностранных государств, размещенные на официальных сайтах государственных органов иностранных государств, осуществляющих регистрацию юридических лиц, в сети "Интернет". Перечень таких сайтов, а также рекомендации по использованию размещенных на них информационных ресурсов размещены в подразделе "Открытые базы данных иностранных государств" раздела "Международное сотрудничество" официального сайта Федеральной налоговой службы в сети "Интернет";
б) предусмотреть в правилах предоставления микрозаймов условия, ориентирующие лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма, представлять микрофинансовой организации одновременно с указанной заявкой информацию о направлении расходования микрозайма и источниках доходов, за счет которых указанным лицом предполагается исполнение обязательств по договору микрозайма;
в) в случае если в результате анализа всей имеющейся у микрофинансовой организации информации (в том числе из источников информации, указанных в подпункте "а" настоящего пункта) о лице, с которым микрофинансовая организация намерена установить деловые отношения, возникают подозрения, что целью установления таких отношений является осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, рекомендуется отказаться от установления деловых отношений с таким лицом, в том числе в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ);
г) информацию о случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, рекомендуется документально фиксировать в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и направлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу;
д) предусмотреть в правилах предоставления микрозаймов условия, ориентирующие лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма, которому в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК по ПОД/ФТ) присвоен повышенный риск совершения операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, на заключение договора микрозайма, предусматривающего предоставление заемщику целевого микрозайма с одновременным предоставлением микрофинансовой организации права осуществления контроля за целевым использованием микрозайма и возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля (часть 4 статьи 8 Федерального закона N 151-ФЗ);
е) в случае если микрофинансовая организация осуществляет привлечение денежных средств от физических лиц в наличной форме (пункт 4 части 1 статьи 9, подпункт "б" пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 151-ФЗ), предусмотреть во внутренних документах положения, ориентирующие физическое лицо - займодавца представлять микрофинансовой организации информацию об источниках происхождения предоставляемых им денежных средств (представление указанной информации рекомендуется рассматривать в качестве одного из условий для заключения договора займа).
В случае непредставления займодавцем информации об источниках происхождения денежных средств, предоставляемых микрофинансовой организации, а равно в случае если в результате анализа имеющейся информации у работников микрофинансовой организации возникают подозрения, что предоставляемые денежные средства получены преступным путем, микрофинансовой организации рекомендуется отказаться от заключения договора займа с таким лицом и получения от него предоставляемых денежных средств, а информацию о таком случае документально зафиксировать в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ и направить в Федеральную службу по финансовому мониторингу;
ж) реализовывать право на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ у работников микрофинансовой организации возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
2. Кредитным организациям:
а) в рамках реализации принципа "знай своего клиента" рекомендуется до заключения договора банковского счета (вклада) с микрофинансовой организацией, включенной в государственный реестр микрофинансовых организаций, устанавливать соблюдение такой микрофинансовой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ в части наличия у нее утвержденных ПВК по ПОД/ФТ и назначенного специального должностного лица, ответственного за их реализацию;
б) при приеме на обслуживание, а также в процессе обслуживания микрофинансовых организаций в дополнение к источникам информации, указанным в письмах Банка России от 28.09.2007 N 155-Т "О недействительных паспортах", от 28.06.2012 N 90-Т "Об информации, размещаемой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС России)", от 21.12.2012 N 176-Т "Об информации ФНС России о ликвидируемых и ликвидированных юридических лицах", от 28.02.2013 N 32-Т "Об информации ФНС России о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует", от 17.09.2014 N 158-Т "Об осуществлении кредитными организациями проверки действительности паспорта физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации", рекомендуется использовать сведения, содержащиеся в государственном реестре микрофинансовых организаций, размещенном на официальном сайте Банка России в сети "Интернет", а также информационный сервис "Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица", размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет".
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (Г.В. Бобрышева) согласовано.
Доведите содержание настоящего письма до сведения поднадзорных микрофинансовых и кредитных организаций.
Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
Д.Г.СКОБЕЛКИН