Информационное письмо Банка России от 16.05.2003 N 23
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 16 мая 2003 г. N 23
ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ
ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Раздел I. Вопросы, связанные
с применением Указания Банка России
"Об особенностях покупки юридическими
лицами - резидентами иностранной валюты за валюту
Российской Федерации на внутреннем валютном рынке
Российской Федерации для целей осуществления платежей
по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию"
N 1223-У от 17.12.2002 (далее - Указание N 1223-У)
1. В каком порядке после вступления в силу Указания N 1223-У осуществляется возврат банковского вклада (депозита), внесенного в соответствии с Указанием Банка России "О порядке покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию" N 519-У от 22.03.1999 (далее - Указание N 519-У)?
Действующий в настоящее время порядок покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию, установленный Указанием N 1223-У и предусматривающий открытие юридическими лицами - резидентами банковского вклада (депозита), не требует внесения в указанный банковский вклад (депозит) суммы в размере 100% от суммы денежных средств в валюте Российской Федерации, за которую покупается иностранная валюта. В соответствии с пунктом 2 Указания N 1223-У размер банковского вклада (депозита) должен составлять 20% от суммы денежных средств в валюте Российской Федерации, за которую покупается иностранная валюта.
После вступления в силу Указания N 1223-У в случае обращения юридического лица - резидента с требованием о возврате 80% денежных средств, ранее размещенных в банковский вклад (депозит), открытый в соответствии с пунктом 3.2 Указания N 519-У, указанные денежные средства возвращаются уполномоченным банком в соответствии с гражданским законодательством.
Денежные средства в валюте Российской Федерации, оставшиеся в банковских вкладах (депозитах) после возврата части депозита с учетом изложенного выше, подлежат возврату юридическим лицам - резидентам в соответствии с пунктами 4, 5, 6 Указания N 1223-У.
2. Требуется ли открытие банковского вклада (депозита) уполномоченным банком, если юридическое лицо - резидент представил в уполномоченный банк вместе с поручением на покупку иностранной валюты за валюту Российской Федерации один из документов, предусмотренных пунктами 2.1 - 2.5 Указания N 1223-У?
В соответствии с пунктом 2 Указания N 1223-У размер средств в валюте Российской Федерации, подлежащих внесению в банковский вклад (депозит), может быть уменьшен на сумму, указанную в представляемой в Исполняющий банк одновременно с поручением на покупку копии одного из указанных в пунктах 2.1 - 2.5 Указания N 1223-У документов, заверенной в порядке, установленном Исполняющим банком.
В случае, если юридическое лицо - резидент одновременно с поручением на покупку иностранной валюты представил в уполномоченный банк один из документов, указанных в пунктах 2.1 - 2.5 Указания N 1223-У, сумма которого составляет не менее 20% от суммы в валюте Российской Федерации, за которую будет покупаться иностранная валюта, банковский вклад (депозит) в Исполняющем банке юридическому лицу - резиденту не открывается.
Если юридическое лицо - резидент одновременно с поручением на покупку иностранной валюты представил в уполномоченный банк один из документов, указанных в пунктах 2.1 - 2.5 Указания N 1223-У, сумма которого составляет менее 20% от суммы в валюте Российской Федерации, за которую будет покупаться иностранная валюта, то в этом случае юридическое лицо - резидент открывает в уполномоченном банке банковский вклад (депозит) в соответствии с пунктом 2 Указания N 1223-У. При этом размер указанного банковского вклада (депозита) уменьшается на сумму, указанную в одном из документов, перечисленных в пунктах 2.1 - 2.5 Указания N 1223-У.
3. В каком размере осуществляется возврат банковского вклада (депозита) при представлении юридическим лицом - резидентом в уполномоченный банк одного из документов, предусмотренных в пунктах 4.1 - 4.8 Указания N 1223-У, в котором указана сумма, равная или превышающая 20% от суммы средств в валюте Российской Федерации, за которую была куплена иностранная валюта?
В соответствии с пунктом 6 Указания N 1223-У возврат Исполняющим банком юридическому лицу - резиденту банковского вклада (депозита) осуществляется в сумме, не превышающей сумму, указанную в копии одного из документов, указанных в пунктах 4.1 - 4.8 Указания N 1223-У.
В случае представления в уполномоченный банк одного из документов, предусмотренных в пунктах 4.1 - 4.8 Указания N 1223-У, сумма которого составляет не менее 20% от суммы в валюте Российской Федерации, за которую была куплена иностранная валюта, возврату подлежит вся сумма денежных средств в валюте Российской Федерации, внесенных в банковский вклад (депозит).
Если юридическое лицо - резидент представил в уполномоченный банк один из документов, указанных в пунктах 4.1 - 4.8 Указания N 1223-У, сумма которого составляет менее 20% от суммы в валюте Российской Федерации, за которую была куплена иностранная валюта, то в этом случае возврат банковского вклада (депозита) осуществляется в части, равной сумме в валюте Российской Федерации, указанной в одном из документов, перечисленных в пунктах 4.1 - 4.8 Указания N 1223-У.
4. Какими нормативными актами Банка России регулируется порядок выдачи разрешений, указанных в пункте 2.5 Указания N 1223-У?
В соответствии с пунктом 2.5 Указания N 1223-У размер средств в валюте Российской Федерации, подлежащих внесению в банковский вклад (депозит), может быть уменьшен на сумму, указанную в представляемой в Исполняющий банк одновременно с поручением на покупку копии разрешения, выдаваемого территориальными учреждениями Банка России.
В настоящее время выдача указанных разрешений осуществляется на основании Положения Банка России "О порядке выдачи территориальными учреждениями Банка России разрешений на уменьшение размера рублевых средств, подлежащих внесению в депозит в соответствии с пунктом 3.2 Указания Банка России N 519-У от 22.03.1999" N 78-П от 05.07.1999 (далее - Положение N 78-П).
Территориальные учреждения Банка России при выдаче разрешений на уменьшение размера рублевых средств, подлежащих внесению в банковский вклад (депозит) в соответствии с пунктом 2 Указания N 1223-У, руководствуются Положением N 78-П, а также Указанием N 1223-У.
5. Какие органы уполномочены подтверждать согласно пункту 4.5 Указания N 1223-У факт того, что товары в момент, когда риски несло юридическое лицо - резидент, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения?
Факт наделения соответствующего органа полномочием на выдачу указанных документов устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с законодательством того государства, юрисдикции которого подчиняется этот орган.
В частности, в случае уничтожения, безвозвратной утери товаров вследствие действия непреодолимой силы Торгово-промышленная палата Российской Федерации согласно пункту 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" N 5340-1 от 07.07.1993 свидетельствует обстоятельства форсмажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации. В случае уничтожения, безвозвратной утери товаров вследствие аварии или недостачи такими документами могут служить также письменные подтверждения российских торгово-промышленных палат, которые на основании статьи 12 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" имеют право проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров.
6. Какими нормативными актами Банка России определен перечень иностранных валют, не являющихся свободно конвертируемыми валютами, на которые не распространяется действие Указания N 1223-У?
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" отнесение иностранной валюты к иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой валютой, осуществляется Центральным банком Российской Федерации.
При применении пункта 8 Указания N 1223-У к иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой, следует относить иностранную валюту, не указанную в качестве свободно конвертируемой в преамбуле к Инструкции Банка России "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 7 от 29.06.1992.
Раздел II. Иные вопросы
по применению валютного законодательства
7. Каким образом юридическое лицо - резидент может приобрести через уполномоченные банки выпущенные резидентами ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте?
В соответствии с подпунктом 1.1.10 Положения Банка России "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" N 39 от 24.04.1996 резиденты вправе без разрешения Банка России приобретать и отчуждать через уполномоченные банки на организованном рынке ценных бумаг за иностранную валюту выпущенные резидентами эмиссионные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.
Однако согласно пункту 13 Указания Банка России "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 383-У от 20.10.1998 резидент не вправе осуществлять перевод иностранной валюты со своего специального транзитного валютного счета в целях покупки ценных бумаг.
Таким образом, в настоящее время ценные бумаги, выпущенные резидентами и номинированные в иностранной валюте, могут быть приобретены юридическими лицами - резидентами без разрешения Банка России за счет средств резидента, находящихся на его текущем валютном счете.
Ценные бумаги, выпущенные резидентами и номинированные в иностранной валюте, могут быть приобретены юридическими лицами - резидентами через уполномоченные банки в следующем порядке.
Юридическое лицо - резидент заключает с уполномоченным банком агентский договор. На основании указанного договора юридическое лицо - резидент осуществляет перевод валюты Российской Федерации уполномоченному банку. Уполномоченный банк, действуя от своего имени и за счет резидента, по поручению последнего, приобретает иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Затем уполномоченный банк на основании пунктов 4 и 5 Указания Банка России "Об осуществлении уполномоченными банками сделок и операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, не относящихся к банковским операциям" N 193-У от 27.03.1998 приобретает вышеуказанные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. Приобретенные ценные бумаги передаются уполномоченным банком в соответствии с заключенным агентским договором юридическому лицу - резиденту.
8. Должен ли уполномоченный банк оформлять переводоотправителю Справку формы 0406007 при возврате в Российскую Федерацию иностранной валюты в связи с невозможностью выплаты переводополучателю, переведенной физическим лицом в соответствии с "Порядком осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов", утвержденным Банком России 27.08.1997 N 508?
В соответствии с пунктом 5 "Порядка осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов", утвержденного Банком России 27.08.1997 N 508 (далее - Порядок), иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных Порядком, может быть выдана уполномоченным банком наличными или зачислена на текущий валютный счет переводополучателя, открытый в уполномоченном банке.
При выдаче перевода наличной иностранной валютой уполномоченный банк выдает переводополучателю Справку формы N 0406007, оформленную в порядке, установленном Банком России, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу (пункт 6 Порядка).
При этом в пункте 7 Порядка предусмотрена возможность возврата уполномоченным банком банку-нерезиденту иностранной валюты, переведенной в Российскую Федерацию при невозможности выплаты перевода.
В связи с этим действие Порядка может быть распространено на переводы иностранной валюты, возвращаемой переводоотправителю в Российскую Федерацию в связи с невозможностью выплаты перевода за границей.
Таким образом, при возврате из-за границы перевода иностранной валюты в связи с невозможностью выплаты его переводополучателю уполномоченный банк должен по желанию клиента-переводоотправителя (резидента и нерезидента) выдать физическому лицу сумму возвращенного перевода в наличной иностранной валюте с оформлением новой Справки формы N 0406007 в соответствии с Порядком либо зачислить иностранную валюту на его текущий валютный счет, открытый в уполномоченном банке.
При этом в разделе "Получено клиентом" в строке 7 "сумма (прописью)" Справки формы N 0406007 делается отметка "Получено по переводу из-за границы".
9. Какие документы, удостоверяющие личность беженца, должны быть им предъявлены уполномоченному банку при совершении валютных операций? Можно ли предъявлять в уполномоченный банк в качестве документа, удостоверяющего личность беженца, документ, выдаваемый Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев?
Согласно статье 7 Федерального закона "О беженцах" N 4528-1 от 19.02.1993 лицу, признанному беженцем и достигшему восемнадцати лет, федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом выдается удостоверение установленной формы. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Указанное удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации. Форма бланка удостоверения, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, указанное удостоверение может быть предъявлено в уполномоченный банк при совершении беженцем валютных операций.
В соответствии со статьей II Соглашения между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев Региональное представительство оказывает помощь лицам, ищущим убежище, в обращении в соответствующие российские органы государственной власти с ходатайством о признании их беженцами. При этом указанным лицам выдается соответствующее направление, не являющееся удостоверением личности.
Таким образом, уполномоченные банки не вправе использовать документы, выдаваемые Представительством Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, в целях удостоверения личности указанной выше категории граждан при совершении ими валютных операций.
10. В какие сроки осуществляется корректировка уполномоченным банком сведений о суммах полученной выручки в Учетной карточке в связи с проведенной корректировкой таможенной стоимости с учетом требований, указанных в пункте 5.7.1 Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.1999 N 86-И и N 01-23/26541?
В соответствии с письмом ГТК России "О применении форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей" N 13-12/10598 от 21.03.2001 в случае изменения стоимости товара, первоначально заявленной на дату принятия грузовой таможенной декларации, уполномоченный банк вправе на основании представленной экспортером копии формы корректировки таможенной стоимости (КТС) внести изменения в графу "Фактурная стоимость" Учетной карточки (УК), в том числе и после направления УК в ГТК России.
При этом следствием указанных выше изменений данных о фактурной стоимости товаров может быть последующая корректировка в УК данных о сумме поступившей выручки.
В этом случае уполномоченный банк независимо от сроков, установленных пунктом 5.7.1 Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.1999 N 86-И и N 01-23/26541, вправе внести соответствующие изменения в УК относительно данных о сумме поступившей выручки, так как основанием для этого является изменение данных о фактурной стоимости товаров.