<Письмо> Банка России от 20.01.1995 N 14-95
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 1995 г. N 14-95
О ПРАКТИКЕ КРЕДИТНЫХ АУКЦИОНОВ И КРЕДИТОВАНИИ
НА НЕОТЛОЖНЫЕ НУЖДЫ
Сводный экономический департамент Центрального банка Российской Федерации обобщил практику рефинансирования коммерческих банков в 1994 году и считает необходимым довести до сведения Главных территориальных управлений (Национальных банков) следующее.
Центральный банк за 11 месяцев 1994 года провел 10 кредитных аукционов, из них 4 проведены децентрализованно (с суммой проданных кредитов 348,5 млрд. рублей), остальные - централизованно в г. Москве (с суммой проданных кредитов 480 млрд. рублей). Почти все аукционы, за исключением июльского, проведены по американскому способу, июльский - по голландскому.
По решению Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики на проведение кредитных аукционов выделен лимит централизованных кредитных ресурсов 1420 млрд. рублей, фактически продано на 10 аукционах - 829 млрд. рублей, или 58,4 процента к лимиту. Удельный вес кредитов, предложенных для продажи на аукционах, в приросте централизованных кредитных ресурсов в I квартале т.г. составил 15,6%, во II квартале - 17,8%, в III квартале - 15,2%.
На первоначальной стадии децентрализованного проведения кредитных аукционов активность со стороны коммерческих банков и регионов была достаточно высокой. Число коммерческих банков, принявших участие в аукционах, колебалось от 223 до 295, а число регионов - от 45 до 71. Степень использования выделенного кредита составляла от 56 до 66%, а процент удовлетворения заявок достигал 87%.
Начиная с июня 1994 года Аукционным комитетом было принято решение о централизованном порядке проведения аукционов в г. Москве. Такой порядок проведения аукциона позволял расширить допуск банков к аукциону, не устанавливая минимальную сумму кредита для одного банка. При централизованном способе определяется единая аукционная ставка по всей стране, предоставляется возможность всем банкам действовать на едином рынке на одних и тех же условиях.
Следует отметить достаточно высокую степень активности использования аукционного кредита банками Нижегородской, Калужской, Камчатской, Костромской, Курганской, Смоленской, Ивановской, Ульяновской, Ярославской областей, Республик Татарстана, Калмыкии (Хальм-Тангч), Чувашии, Марий Эл, Красноярского и Приморского краев.
Однако банки Новгородской, Орловской, Псковской, Саратовской, Челябинской и Владимирской областей, Республик Дагестана, Хакасии, Ингушетии, Еврейской автономной области ни разу не участвовали в проводимых централизованных кредитных аукционах.
В отдельных случаях при проведении кредитных аукционов рядом Главных территориальных управлений (Национальных банков) не соблюдались основные положения "Временного положения о кредитных аукционах Центрального банка Российской Федерации" от 15 февраля 1994 г. N 13-1/191, что приводило к дополнительным затратам рабочего времени и денежных средств на телефонные и телеграфные расходы.
Не всеми Главными управлениями (Национальными банками) выполняется указание телеграммы Центрального банка от 6 апреля 1994 г. N 300 о представлении данных о предварительной потребности в аукционных кредитах к 10 числу каждого месяца. Так, Главные управления по Пензенской, Курганской, Смоленской областям, Национальные банки Республик Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия не представили такие данные к 10 декабря, в ноябре не были своевременно представлены данные Главными управлениями по Смоленской области, Национальными банками Республик Тыва, Якутия, Ингушетия, в октябре - Главными управлениями по Тверской, Орловской и Саратовской областям, Национальными банками по Республикам Якутия-Саха, Северная Осетия, Тыва, Чувашия.
Несмотря на неоднократные напоминания не всеми Главными территориальными управлениями (Национальными банками) установлен должный контроль за правильным оформлением заявок, представляемых в Центральный банк для получения аукционных кредитов рефинансирования, не соблюдаются элементарные правила их заполнения. Заявки на участие в аукционе, направленные в адрес Сводного экономического департамента, нередко не содержат кодового слова, сообщенного телеграммой от 24 июня 1994 г. N 3003-К, поступают с длительными задержками, после многочисленных телефонных звонков. Более половины регионов представляют заявки на участие с нарушением установленных сроков, а также требующие дополнительных уточнений. Отдельные Главные территориальные управления (Национальные банки) слабо анализируют финансовое состояние коммерческих банков, подавших заявки на участие в аукционе, нарушают порядок определения суммы максимально допустимых объемов аукционного кредита для отдельных банков, не проверяют наличие залога.
В ряде Главных управлений (Национальных банков) не обеспечивается своевременный возврат выданных кредитных ресурсов. Так, через счет просроченных ссуд взыскано аукционных кредитов на сумму 21,1 млрд. рублей, или 3 процента к сумме кредитов.
В Национальных банках Республик Коми, Бурятия, Удмуртия погашение аукционных кредитов через счет просроченных ссуд принимает систематический характер. Национальный банк Республики Алтай аукционные кредиты, выданные в августе и октябре т.г., почти в полной сумме погасил через счет просроченных ссуд. Национальный банк Республики Коми через счет просроченных ссуд гасит от 25 до 39 процентов кредитов, Республики Бурятия - до 25 процентов.
Допускаются случаи, когда выделенные регионам кредитные ресурсы не используются и возвращаются в Центральный Банк. Имеют место случаи досрочного погашения полученных кредитов, что является нарушением "Временного положения о кредитных аукционах".
При проведении июльского аукциона не был использован кредит Главным управлением Краснодарского края в сумме 1,5 млрд. рублей, при проведении кредитного аукциона 28 октября 1994 года не были использованы ресурсы Главным управлением по Белгородской области - 0,7 млрд. рублей, Иркутской - 2,0 млрд. рублей, Краснодарскому краю - 1,5 млрд. рублей, Приморскому краю - 3,5 млрд. рублей. Главными управлениями по г. Москве, Московской области и Центральным операционным управлением допускалось предоставление кредитных заявок на выделение аукционных кредитов на крупные суммы, без последующего оформления кредита.
Главные территориальные управления недостаточно оперативны в деле своевременного заключения кредитных договоров с коммерческими банками, что также снижает эффективность проводимых аукционов. Так, при установленном сроке заключения кредитных договоров в течение двух рабочих дней после получения от Центрального банка перечня коммерческих банков, которым предоставлен кредит, Главное управление Центрального банка по Магаданской области заключило кредитный договор с коммерческим банком "Магаданвнешторгбанк" лишь на пятый рабочий день, с коммерческим банком "Колымский" - на шестой. Аналогичные недостатки имеют место и по другим Главным территориальным управлениям.
Неблагополучно обстоит дело с получением письменных подтверждений заявок коммерческих банков, принявших участие в кредитных аукционах, а также подтверждений списков коммерческих банков, с которыми заключены кредитные договора.
По кредитам на неотложные нужды
Кредитные ресурсы на неотложные нужды направляются, как правило, на нужды промышленности, социального и жилищного комплексов, приобретение медикаментов, канцелярских товаров и другие неотложные нужды предприятий и организаций. Особой привлекательностью этих кредитов является их мобильность. Ресурсы, выделенные на один год, могут быть выданы на более короткие сроки с последующим переоформлением сумм кредитов другим предприятиям.
Всего за 1994 год по решениям Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики было выделено кредитов на неотложные нужды на сумму 1500 млрд. рублей.
В то же время из подлежащих погашению за 9 месяцев т.г. 650,4 млрд. рублей погашено через счет просроченных ссуд 48,3 млрд. рублей, или 7,4%. При этом 15 процентов этих кредитов не имеют источников погашения в ближайшее время. Возвратность таких кредитов значительно хуже, чем аукционных.
Территориальные управления Центрального банка в Вологодской, Волгоградской, Самарской, Саратовской областях, Республик Башкортостан, Бурятии, Карелии и другие имеют просроченную задолженность по ссудам, длительностью более 4-х месяцев.
Имеют место случаи, когда кредиты, выданные на нужды, являющиеся объектом кредитования республиканских программ, при появлении соответствующих ресурсов не погашаются, а по наступлении предельного срока выносятся на счет просроченных ссуд. Значительные ресурсы вынесены на счет просроченных ссуд по причине выдачи их на предельные сроки банкам, заведомо не имеющим источников их погашения. Выдача кредитов без учета платежеспособности банков - заемщиков и кредитуемых предприятий приводит к постоянным просьбам о пролонгации таких кредитов.
Обращая внимание на имеющие место недостатки при выдаче аукционных кредитов и кредитов на неотложные нужды, просим обеспечить повышение уровня экономической работы при решении вопросов о предоставлении кредитов.
Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
В.И.СОЛОВОВ