Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Банка России от 30.08.2007 N 136-Т

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 августа 2007 г. N 136-Т

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1. В связи с запросами, поступающими в Банк России от его территориальных учреждений, кредитных организаций и иных юридических лиц относительно правомерности выполнения деятельности, связанной с осуществлением ряда операций, Банк России разъясняет следующее.

1.1. Осуществление юридическими лицами - некредитными организациями деятельности по хранению денежных средств и иных ценностей физических лиц.

Кредитные организации могут привлекать некредитные организации для предоставления в аренду физическим лицам - клиентам специальных помещений, сейфов, ячеек для хранения таких вещей, как денежные средства, документы и иные ценности. Некредитные организации могут самостоятельно осуществлять деятельность по хранению указанных вещей физических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 900 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением.

В случае хранения вещей с обезличением принятые на хранение вещи одного поклажедателя смешиваются с вещами того же рода и качества других поклажедателей (статья 890 ГК РФ). В соответствии со статьей 892 ГК РФ хранителю может быть предоставлено право пользования переданной на хранение вещью. Согласно пункту 3 статьи 900 ГК РФ одновременно с возвратом вещи хранитель обязан передать плоды и доходы, полученные за время ее хранения, если иное не предусмотрено договором хранения.

Совокупность указанных выше действий (хранение вещей с обезличением, наличие у хранителя права пользования переданной на хранение вещью) при хранении денежных средств граждан может образовывать банковские операции. Вывод о наличии (отсутствии) признаков осуществления банковских операций в деятельности хранителя может быть сделан исходя из анализа условий этой деятельности в каждом конкретном случае.

Вместе с тем с учетом норм главы 47 ГК РФ некредитные организации вправе (принимая во внимание изложенное) заключать договоры, в соответствии с которыми клиенту предоставляются в аренду специальные помещения, сейфы, ячейки для хранения денежных средств, документов и иных ценностей.

1.2. Осуществление кредитной организацией деятельности по распространению населению лотерейных билетов, карт оплаты услуг телефонной связи, доступа в Интернет (далее - телефонные карты, интернет-карты).

Кредитная организация на основании договора с организатором или оператором лотереи (поставщиком услуг телефонной связи или интернет-провайдером) может осуществлять распространение лотерейных билетов, телефонных карт, интернет-карт. Вырученные в результате такой деятельности денежные средства перечисляются кредитной организацией на счет организатора или оператора лотереи, поставщика услуг телефонной связи или интернет-провайдера.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) организатор лотереи или оператор лотереи вправе привлекать на договорной основе кредитные организации для распространения лотерейных билетов. Такой договор может быть заключен вне зависимости от наличия в данной кредитной организации банковских счетов организатора лотереи или оператора лотереи. В случае распространения лотерейных билетов кредитная организация выступает в качестве поверенного от имени и за счет организатора лотереи или оператора лотереи.

Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о лотереях лотерейным билетом является документ, удостоверяющий в соответствии с этим законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи.

Из указанных норм следует, что лотерейный билет не отвечает признакам товара (согласно пункту 1 статьи 455 ГК РФ товаром является любая вещь, за исключением изъятых из оборота или ограниченных в обороте) и является документарным подтверждением права на участие в лотерее. Поэтому реализация кредитной организацией лотерейных билетов не может быть признана торговой деятельностью. Это подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2001 по делу N 5178/00-7(к), в котором указано, что под торговой деятельностью понимается приобретение организацией товара с целью его последующей реализации без изменения технических, качественных и иных характеристик товара.

В соответствии с Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи") (далее в настоящем пункте - Правила) оказание услуг телефонной связи осуществляется операторами связи на основании заключенных ими с абонентами договоров, в которых определяются формы и порядок оплаты таких услуг. При этом расчеты допускается осуществлять при помощи телефонной карты.

Пунктом 2 Правил такая карта определена как средство, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи инициировать вызов, установив абонента и (или) пользователя услугами телефонной связи перед оператором связи как плательщика в сети связи оператора связи. Согласно подпункту "в)" пункта 108 Правил телефонная карта, в частности, подтверждает размер авансового платежа, внесенного оператору связи.

Телефонные карты (равно как и интернет-карты) не отвечают признакам товара и представляют собой документарное подтверждение права требования абонента к поставщику услуг.

Таким образом, деятельность кредитной организации (с учетом изложенного) по распространению лотерейных билетов, телефонных карт и интернет-карт не нарушает ограничений, установленных статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части запрета на осуществление торговой деятельности).

2. Территориальным учреждениям Банка России довести настоящее разъяснение до сведения кредитных организаций, расположенных на подведомственной территории.

Первый заместитель

Председателя Банка России

Г.Г.МЕЛИКЬЯН

Другие документы по теме
"О налоге на имущество организаций" (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 11.01.2009 N 03-05-04-01/4)
"О классификации товара"
"Об индексе для определения цены сельскохозяйственной техники на 2016 год"
Ошибка на сайте