Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Банка России от 16.09.2003 N 134-Т

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 сентября 2003 г. N 134-Т

О ПРИМЕНЕНИИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

БАНКА РОССИИ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 19.03.2003

N 218-П "О ПОРЯДКЕ И КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО

ПОЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - УЧРЕДИТЕЛЕЙ

(УЧАСТНИКОВ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Направляются для использования в работе Рекомендации по применению территориальными учреждениями Банка России Положения Банка России от 19.03.2003 N 218-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций" для выявления фактов формирования уставного капитала ненадлежащими активами и установления фактов неадекватного формирования резервов.

А.А.КОЗЛОВ

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКА

РОССИИ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 19.03.2003 N 218-П

"О ПОРЯДКЕ И КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - УЧРЕДИТЕЛЕЙ (УЧАСТНИКОВ) КРЕДИТНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ" ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ФАКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ

УСТАВНОГО КАПИТАЛА НЕНАДЛЕЖАЩИМИ АКТИВАМИ

И УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТОВ НЕАДЕКВАТНОГО

ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ

1. Настоящие Рекомендации подготовлены в целях использования информационных и организационных возможностей Положения Банка России от 19.03.2003 N 218-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации" (зарегистрировано Минюстом России 05.05.2003, регистрационный N 4498) (далее - Положение N 218-П) ("Вестник Банка России" от 08.05.2003 N 24) для выявления фактов формирования уставного капитала кредитных организаций ненадлежащими активами (понятие "ненадлежащих активов" установлено Положением Банка России от 10.02.2003 N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций" (зарегистрировано Минюстом России 17.03.2003, регистрационный N 4269) ("Вестник Банка России" от 20.03.2003 N 15) (далее - Положение N 215-П) и установления фактов неадекватного формирования резервов на возможные потери по ссудам, создаваемых в соответствии с Инструкцией Банка России от 30.06.1997 N 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" ("Вестник Банка России" от 31.12.1997 N 91-92) (в редакции указаний Банка России от 12.05.1998 N 226-У ("Вестник Банка России" от 20.05.1998 N 33, от 24.07.1998 N 299-У ("Вестник Банка России" от 06.08.1998 N 53-54), от 28.12.1998 N 461-У ("Вестник Банка России" от 31.12.1998 N 89), от 05.03.1999 N 507-У ("Вестник Банка России" от 11.03.1999 N 15), от 13.07.1999 N 605-У ("Вестник Банка России" от 22.07.1999 N 42-43), от 02.08.1999 N 619-У ("Вестник Банка России" от 11.08.1999 N 50), от 24.05.2000 N 794-У ("Вестник Банка России" от 31.05.2000 N 29), от 01.03.2001 N 928-У ("Вестник Банка России" от 14.03.2001 N 18) (не нуждается в государственной регистрации на основании письма Минюста России от 01.12.1999 N 9972-ЭР) (далее - Инструкция N 62а), и резервов на возможные потери, создаваемых в соответствии с Положением Банка России от 12.04.2001 N 137-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" ("Вестник Банка России" от 19.04.2001 N 25) (в редакции указаний Банка России от 25.09.2001 N 1036-У ("Вестник Банка России" от 03.10.2001 N 61), от 01.04.2002 N 1141-У ("Вестник Банка России" от 24.04.2002 N 24) (до 29 февраля 2004 года включительно), Положением Банка России от 09.07.2003 N 232-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (зарегистрировано Минюстом России 24.07.2003, регистрационный N 4922) ("Вестник Банка России" от 06.08.2003 N 45) (с 1 марта 2004 года) (далее - Положение N 137-П и Положение N 232-П соответственно).

2. Территориальным учреждениям Банка России предлагается проводить предусмотренный настоящими Рекомендациями анализ финансового положения приобретателя долей (акций):

2.1. При проведении проверок кредитных организаций.

2.2. При использовании результатов проверок при оценке финансового положения приобретателей долей (акций) кредитной организации (далее - приобретатели) в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 Положения N 218-П:

- при рассмотрении вопроса о государственной регистрации создаваемой кредитной организации и проверке правомерности оплаты приобретаемых долей (акций) кредитной организации при выдаче ей лицензии на осуществление банковской деятельности;

- при рассмотрении вопроса о возможности предварительного согласования Банком России приобретения лицом самостоятельно или в составе группы лиц более 20 процентов долей (акций) кредитной организации;

- при проверке правомерности оплаты долей (акций) при регистрации изменений в учредительные документы кредитной организации, связанных с увеличением ее уставного капитала, регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, реализации кредитной организацией долей, приобретенных (выкупленных) у участников, приобретении долей (акций) аффилированными лицами.

2.3. При наличии в составе документов, предусмотренных Положением N 218-П, сведений для проведения анализа в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Рекомендаций.

Проведение анализа, предусмотренного настоящими Рекомендациями, не должно нарушать сроки принятия территориальными учреждениями Банка России решений по вопросам, указанным в пункте 2.2 настоящих Рекомендаций.

3. С целью выявления возможного прямого или косвенного (через третьих лиц) предоставления кредитной организацией и (или) третьими лицами средств для формирования чистых активов (собственных средств) приобретателя особое внимание в процессе проведения анализа финансового положения следует уделять случаям, когда стоимость чистых активов (собственных средств) приобретателя, рассчитанных в порядке, установленном Положением N 218-П, достаточна для приобретения долей (акций) кредитной организации, но:

- в активе баланса приобретателя отражены финансовые вложения и (или) дебиторская задолженность, а в пассиве - уставный капитал и обязательства (краткосрочные и долгосрочные займы и кредиты, кредиторская задолженность, прочие обязательства), включая случаи, когда чистые активы (собственные средства) приобретателя равны или практически равны уставному капиталу при отсутствии или незначительной величине других источников чистых активов, и (или)

- структура активов и пассивов балансов разных приобретателей долей (акций) одной кредитной организации одинакова, при этом приобретатели имеют убытки от основной деятельности или нулевой финансовый результат.

4. В случаях наличия указанной в пункте 3 настоящих Рекомендаций структуры активов и пассивов баланса приобретателя необходимо:

4.1. Провести анализ изменений в структуре активов и пассивов баланса кредитной организации, произошедших в следующие периоды времени:

- период, непосредственно предшествующий увеличению чистых активов (собственных средств) приобретателя (после принятия решения об увеличении уставного капитала кредитной организации и до оплаты долей (акций) приобретателем);

- после выдачи вновь созданной кредитной организации лицензии на совершение банковских операций (за период три - шесть месяцев);

- до и после регистрации изменений в учредительные документы кредитной организации, связанных с увеличением ее уставного капитала, или регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг действующей кредитной организации (за период один - три месяца до и после регистрации изменений).

4.2. Особое внимание следует обратить на следующих контрагентов кредитной организации:

- кредитные организации - корреспонденты;

- банки-нерезиденты, деловая репутация которых вызывает сомнения, имеющие инвестиционные рейтинги ниже категории ВВВ по классификации Standard & Poor's или соответствующие рейтинги других агентств;

- приобретателей, являющихся клиентами кредитной организации, по банковским счетам (корреспондентским счетам) которых (открытым в кредитной организации) обычно обороты и (или) остатки средств незначительны по сравнению с величиной чистых активов приобретателя на дату приобретения долей (акций);

- участников кредитной организации, входящих в состав одной (одного) банковской группы (банковского холдинга);

- аффилированные лица кредитной организации.

5. К операциям и сделкам, наиболее часто проводимым кредитной организацией (приобретателями) для формирования чистых активов приобретателя, можно отнести следующие:

1) операции предоставления и привлечения средств, совершенные кредитной организацией на нерыночных условиях, т.е. отличных от существующих условий публичных договоров, заключенных в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации с другими клиентами кредитной организации по аналогичным операциям;

2) перечисление денежных средств кредитной организацией на банковские счета (корреспондентские счета) лиц, указанных в пункте 4.2 настоящих Рекомендаций, по различного рода сделкам с возможным последующим перечислением этими лицами эквивалентной суммы денежных средств приобретателям (их участникам, связанным с ними лицам), имеющим банковский счет (корреспондентский счет) в данной кредитной организации и (или) в кредитных организациях - корреспондентах, в том числе банках-нерезидентах;

3) заключение кредитной организацией договоров, предусматривающих предоставление кредитной организацией средств на возвратной основе (в том числе до востребования) лицам, указанным в пункте 4.2 настоящих Рекомендаций, с последующим перечислением предоставленных средств с банковских счетов (корреспондентских счетов) этих лиц на банковские счета (корреспондентские счета) приобретателей, открытые в данной кредитной организации, или на банковские счета (корреспондентские счета) других лиц, указанных в пункте 4.2 настоящих Рекомендаций, открытые в кредитной организации - корреспонденте, а также предоставление кредитной организацией лицам, указанным в пункте 4.2 настоящих Рекомендаций, гарантий, исполнение обязательств по которым впоследствии осуществлено кредитной организацией, поручительств и предоставление залога;

4) сделки, проводимые кредитной организацией с векселями, солидарно обязанными лицами по которым являются лица, указанные в пункте 4.2 настоящих Рекомендаций, векселеполучателем - кредитная организация, а также сделки с векселями, по которым кредитная организация является одним из солидарно обязанных лиц, а лица, указанные в пункте 4.2 настоящих Рекомендаций, - векселеполучателями. Особое внимание следует обращать на случаи прямого или косвенного поступления на банковские счета (корреспондентские счета) приобретателя средств, полученных от досрочного прекращения обязательств перед кредитной организацией, в том числе обязательств по векселям;

5) сделки покупки-продажи, мены ценных бумаг и других финансовых активов, предоставления денежных средств и иного имущества на возвратной основе, совершаемые кредитной организацией с лицами, указанными в пункте 4.2 настоящих Рекомендаций, или этими лицами между собой в сжатые сроки (до трех дней). При этом суммы перечисленных кредитной организацией средств по сделкам (суммы сделок между такими лицами) равнозначны суммам средств, поступивших в оплату размещаемых долей (акций);

6) безвозмездные сделки приобретателей с лицами, указанными в пункте 4.2 настоящих Рекомендаций, с имуществом, полученным от кредитной организации, и другие сделки, следствием которых явилось изменение величины активов (имущества) приобретателя (чистых активов (собственных средств) становится достаточно для приобретения долей (акций) кредитной организации) и (или) в результате которых у приобретателя образуется дебиторская задолженность перед кредитной организацией;

7) сделки, совершаемые кредитной организацией с оффшорными компаниями, которые участвуют (прямо или косвенно) в уставном капитале приобретателей и которые созданы (зарегистрированы в установленном законодательством порядке) и (или) сформировали активы незадолго (в течение трех месяцев) до принятия решения об увеличении уставного капитала кредитной организации (оплаты долей (акций));

8) сделки приобретателя или кредитной организации, носящие разовый характер и в отношении порядка совершения которых в кредитной организации (у приобретателя) не имеется утвержденных органами ее управления внутренних документов (регламентов).

6. Особое внимание уделяется наличию и правильности оформления документов (счетов-фактур, договоров, актов выполненных работ, расчетных и иных документов), которые являются основанием для совершения операций и сделок и осуществления расчетов по ним, а также порядку отражения кредитной организацией операций и сделок в регистрах бухгалтерского и налогового учета. Оформленные с нарушением установленных требований законодательства или обычаев делового оборота документы (или их отсутствие) могут (может) свидетельствовать о наличии признаков использования ненадлежащих активов.

В необходимых случаях территориальное учреждение Банка России в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Центральным банком Российской Федерации (подписано МНС России 23.05.2003 N БГ-16-24/91, ЦБ РФ 20.05.2003 N 01-001/1833) может запрашивать в МНС России сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах, выявленных в результате выездных налоговых проверок кредитных организаций и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, которые выступают учредителями (участниками) кредитной организации, и другую, предусмотренную Соглашением информацию.

Одновременно с оценкой правомерности сделок, совершаемых кредитной организацией, и установлением фактов оплаты долей (акций) ненадлежащими активами, соответствующими определению, данному в Положении N 215-П, должна быть проанализирована адекватность оценки риска возможных потерь в соответствии с требованиями Инструкции N 62а и положений N 137-П, N 232-П.

7. В случаях, когда принимается решение об отказе в согласовании приобретения долей (акций) кредитной организации на основании пункта 16 Положения N 218-П, территориальному учреждению Банка России следует руководствоваться конкретными фактами, а именно:

- неосуществлением приобретателем коммерческой деятельности, являющейся его основной деятельностью в соответствии с уставом, за три последних отчетных года деятельности. При наличии достаточных оснований предлагается не рассматривать операции, указанные в пункте 5 настоящих Рекомендаций, в качестве свидетельств коммерческой деятельности приобретателя, подтверждая факты отсутствием экономической выгоды как цели деятельности приобретателя, отсутствием влияния данных операций на формирование его доходов и расходов, в том числе для целей налогообложения;

- отсутствием в балансах за три завершенных финансовых года статей, указывающих на наличие и динамику реальных активов (основных средств, доходных вложений в материальные активы, производственных запасов, финансовых вложений), характеризующих производственные мощности предприятия, инвестиционную или иную основную деятельность приобретателя. При этом предлагается оценивать характер дебиторской задолженности и иных активов приобретателя во взаимосвязи с целями и основными параметрами его деятельности, выявлять подобные факты, а также виды активов, которые по экономическому содержанию не могут быть определены как реальные в отношении конкретного приобретателя;

- отсутствием у приобретателя выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг, показываемой в отчете о прибылях и убытках, и движения денежных средств согласно отчету о движении денежных средств.

Рекомендуется осуществлять проверку соблюдения юридическими лицами (приобретателями) законодательства о государственной регистрации юридических лиц в части прохождения ими государственной регистрации и внесения записей в Единый государственный реестр юридических лиц, подтверждением которых является наличие у юридического лица основного государственного регистрационного номера и соответствующих свидетельств.

8. При отсутствии признаков использования приобретателями ненадлежащих активов территориальное учреждение Банка России может одновременно с отказом в приобретении ими долей (акций) по основаниям, указанным в Положении N 218-П, указывать на возможность проведения оценки финансового положения участника (участников) приобретателя, являющегося (являющихся) его основным или преобладающим обществом, в порядке, установленном пунктом 3.4 Положения N 218-П.

Другие документы по теме
"О некоторых вопросах, связанных с государственным учетом объектов недвижимости в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"
"О направлении новой редакции МУ "К вопросу о постановке на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества" (письмо ФНС России от 26.06.2006 N ШТ-6-09/634)" (вместе с "Методическими указаниями для налоговых органов "К вопросу о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества")
"О направлении разъяснений"
"Об индивидуальных предпринимателях" (вместе с <Письмом> Генпрокуратуры России от 26.09.2016 N 74/1-432-2016)
Ошибка на сайте