<Письмо> Банка России от 02.11.2015 N 12-4-5/2568
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
ПИСЬМО
от 2 ноября 2015 г. N 12-4-5/2568
ОБОБЩЕНИЕ
ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 28 ИЮНЯ 2014 ГОДА N 173-ФЗ "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ
И ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В настоящем обобщении практики применения Федерального закона от 28 июня 2014 года N 173-ФЗ "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) приводятся ответы на наиболее часто поступающие в Банк России вопросы российских финансовых организаций, связанные с применением данного закона.
Федеральный закон N 173-ФЗ устанавливает особенности взаимодействия организаций финансового рынка <1> (далее - ОФР) с лицами, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, действующее на день вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ.
--------------------------------
<1> В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 173-ФЗ под организацией финансового рынка понимаются кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговая организация.
При этом Федеральный закон N 173-ФЗ не наделяет Банк России правом толкования его норм, равно как и норм иностранного законодательства, и устанавливает исчерпывающий перечень вопросов, по которым Банк России определяет порядок реализации требований Федерального закона (часть 10 статьи 2 и часть 3 статьи 9).
Вопросы, связанные с регистрацией
в иностранном налоговом органе и направлением информации
в иностранный налоговый орган
1. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации обязанность ОФР осуществить регистрацию в иностранном налоговом органе (далее - ИНО), а также ответственность за неосуществление регистрации либо за несвоевременную регистрацию в ИНО?
Федеральный закон N 173-ФЗ не содержит требования об обязательной регистрации ОФР в ИНО. Решение о целесообразности такой регистрации, равно как и сроках ее осуществления, должно приниматься ОФР самостоятельно.
Российское законодательство не предусматривает ответственности за несвоевременную регистрацию в ИНО.
При этом в случае регистрации в ИНО, совершенной в целях предоставления сведений, предусмотренных законодательством иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, ОФР обязана уведомить уполномоченные органы о регистрации в ИНО (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 173-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 15.27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за ненаправление ОФР в уполномоченные органы либо направление с нарушением установленных порядка и сроков информации о регистрации такой ОФР в ИНО, совершенной в целях предоставления информации о лицах, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (далее - клиент - иностранный налогоплательщик).
2. Распространяются ли требования Федерального закона N 173-ФЗ на микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы?
Федеральный закон N 173-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень видов финансовых организаций, которые относятся к ОФР (приведен в сноске 1). Микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы не относятся к ОФР, являющимся субъектами исполнения Федерального закона N 173-ФЗ.
3. Является ли нарушением законодательства Российской Федерации направление ОФР в ИНО и российские уполномоченные органы информации об отсутствии среди своих клиентов иностранных налогоплательщиков (так называемой "нулевой отчетности")?
Федеральный закон N 173-ФЗ не содержит требования о направлении ОФР в ИНО и российские уполномоченные органы "нулевой отчетности". Решение о целесообразности направления в ИНО "нулевой отчетности" ОФР принимает самостоятельно. При этом если ОФР будет предоставлять такую отчетность в ИНО, данная информация должна быть предварительно направлена в адрес уполномоченных органов в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 173-ФЗ.
4. Должна ли ОФР направить информацию о выявленном клиенте - иностранном налогоплательщике в Банк России и согласовать с Банком России направление указанной информации в ИНО?
Часть 4 статьи 3 Федерального закона N 173-ФЗ устанавливает обязанность ОФР не позднее десяти рабочих дней до дня направления в ИНО информации о клиенте - иностранном налогоплательщике направлять данную информацию в уполномоченные органы, к которым в соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ относятся Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная налоговая служба.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 173-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Росфинмониторинг), может вынести решение о запрете на направление организацией финансового рынка информации о клиенте - иностранном налогоплательщике в ИНО.
"Правила направления Федеральной службой по финансовому мониторингу организации финансового рынка решения о запрете на направление информации в иностранный налоговый орган" утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 742.
Таким образом, ОФР обязана направить в Банк России информацию о выявленном клиенте - иностранном налогоплательщике, при этом согласования направления указанной информации в ИНО с Банком России не требуется.
Вопросы, связанные с выявлением и обслуживанием
клиентов - иностранных налогоплательщиков
5. Как определяется обоснованность и достаточность документов и (или) информации для отнесения клиента ОФР к категории клиентов - иностранных налогоплательщиков?
Федеральным законом N 173-ФЗ не установлен перечень документов и (или) информации, необходимых для формирования у ОФР обоснованного, документально подтвержденного предположения о том, что клиент относится к категории клиентов - иностранных налогоплательщиков.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ критерии отнесения клиентов к категории клиента - иностранного налогоплательщика определяются ОФР самостоятельно на основании Федерального закона N 173-ФЗ в своих внутренних документах, которые подлежат размещению на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. В каких случаях информация о клиенте - иностранном налогоплательщике не подлежит направлению ОФР в ИНО?
Информация о клиенте - иностранном налогоплательщике не подлежит направлению ОФР в ИНО в следующих случаях:
1) если клиент относится к лицам, информация о которых не подлежит сбору и передаче (перечень указанных лиц установлен частью 2 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ);
2) при неполучении от клиента - иностранного налогоплательщика согласия на передачу информации в ИНО (часть 4 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ) <1>;
--------------------------------
<1> При этом в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в ИНО ОФР вправе принять решение об отказе от совершения операций, осуществляемых в пользу или по поручению указанного клиента по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг, и (или) в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 173-ФЗ, расторгнуть такой договор в одностороннем порядке (части 7 и 10 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ).
3) при направлении федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в адрес ОФР решения о запрете на направление информации в ИНО (часть 4 статьи 3 Федерального закона N 173-ФЗ) <1>.
--------------------------------
<1> См. ответ на вопрос 5.
7. Правомерно ли требование ОФР к клиентам, в том числе являющимся ОФР, о заполнении анкет (опросников) в соответствии с иностранным налоговым законодательством?
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ ОФР принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с ОФР договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, клиентов - иностранных налогоплательщиков.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ критерии отнесения клиентов к категории клиента - иностранного налогоплательщика и способы получения от них необходимой информации определяются ОФР самостоятельно на основании Федерального закона N 173-ФЗ в своих внутренних документах, которые подлежат размещению на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, в целях выявления клиентов - иностранных налогоплательщиков ОФР вправе запросить необходимую информацию от лиц, заключающих (заключивших) с ОФР договор, предусматривающий оказание финансовых услуг. При этом не исключается возможность использования в указанных целях анкет (опросников), составленных ОФР, в том числе с учетом требований иностранного законодательства.
8. В каких случаях в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ ОФР имеет право отказывать лицу в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо расторгать заключенный с клиентом договор, предусматривающий оказание финансовых услуг?
В соответствии с частями 1 - 2 статьи 4 (для кредитных организаций) и частями 1 - 2 статьи 5 (для других ОФР) Федерального закона N 173-ФЗ ОФР вправе отказать клиенту в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо расторгнуть заключенный с клиентом договор в следующих случаях:
1) в случае непредоставления клиентом, в отношении которого у ОФР имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов - иностранных налогоплательщиков, информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента - иностранного налогоплательщика;
2) в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в ИНО.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Указания Банка России от 7 июля 2014 года N 3312-У "Об особенностях взаимодействия организаций финансового рынка по вопросам расторжения договоров об оказании финансовых услуг, а также по вопросам закрытия банковских счетов по основаниям, вытекающим из особенностей законодательства иностранного государства о налогообложении иностранных счетов" (далее - Указание N 3312-У) обслуживающая ОФР вправе расторгнуть заключенный с ОФР-клиентом договор, предусматривающий оказание финансовых услуг (в том числе договор банковского счета) в случае отказа ОФР-клиента от взаимодействия с ИНО или признания его ИНО не сотрудничающим с данным ИНО. Расторжение договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, осуществляется в порядке, установленном Указанием N 3312-У.
Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ под клиентом - иностранным налогоплательщиком понимаются лица, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.
При этом Федеральный закон N 173-ФЗ не ограничивает право ОФР отказать лицу в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо расторгнуть в одностороннем порядке указанный договор по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.