<Письмо> Банка России от 01.06.2006 N 12-1-5/1219
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2006 г. N 12-1-5/1219
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНСТРУКЦИИ N 117-И И ПОЛОЖЕНИЯ N 258-П
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) предоставляет Банку России право принимать нормативные акты в области валютного регулирования и валютного контроля только в случаях, прямо предусмотренных Федеральным законом, и не наделяет Банк России правом толкования норм федеральных законов в области валютного регулирования и валютного контроля.
В связи с этим Банк России и его подразделения могут осуществлять толкование только принимаемых им нормативных актов. Вместе с тем Департамент считает возможным изложить свою позицию по вопросам, поставленным в обращении.
По первому вопросу.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) под внешней торговлей услугами понимается оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 Федерального закона N 164-ФЗ.
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.1.1 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) действие установленного разделом II порядка оформления паспорта сделки (далее - ПС) распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России, в том числе, за выполняемые работы, оказываемые услуги по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом или физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
По мнению Департамента, если заключенный между резидентом и нерезидентом договор подписки на периодические печатные издания относится к внешнеторговому в соответствии с Федеральным законом N 164-ФЗ, то валютные операции между резидентом и нерезидентом, связанные с расчетами и переводами за оказываемые услуги в рамках такого договора, подпадают под требования Инструкции N 117-И об оформлении ПС. В том случае, если расчеты и переводы между резидентом и нерезидентом не превышают в эквиваленте 5 тыс. долларов США, оформления ПС не требуется.
Квалификация услуг при осуществлении внешнеторговой деятельности не относится к компетенции Департамента.
По второму вопросу.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (Воздушным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) аэропортовые, аэронавигационные и прочие сборы с воздушных судов в аэропортах Российской Федерации: сбор за взлет-посадку, сбор за сверхнормативную стоянку, сбор за обеспечение авиационной безопасности, сбор за пользование аэровокзалом, сбор за метеообслуживание, являются регулируемыми сборами, размеры, порядок взимания и использования которых устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации").
По своей сути указанные аэропортовые сборы являются устанавливаемыми государством обязательными платежами (как, например, налоги, пошлины, иные сборы), взимание которых осуществляется администрациями аэропортов на основании нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Учитывая изложенное, полагаем, что валютные операции, связанные с уплатой нерезидентами этих сборов администрациям аэропортов Российской Федерации, можно классифицировать как неторговые операции, на которые требования главы 3 Инструкции N 117-И не распространяются.
По третьему вопросу.
Исчерпывающего перечня неторговых операций действующим законодательством не установлено. К неторговым операциям относятся валютные операции, которые указаны под кодом 70 Перечня валютных операций клиентов уполномоченных банков приложения 2 к Инструкции N 117-И. Кроме того, перечни неторговых операций содержатся в межправительственных соглашениях о неторговых платежах, заключенных Российской Федерацией с рядом иностранных государств.
По четвертому и пятому вопросам.
В настоящее время Инструкцией N 117-И и Положением Банка России от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) не установлен порядок внесения банком ПС исправлений в документы, представляемые резидентами в банк ПС в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных актов.
Вместе с тем Департамент считает возможным внесение изменений в документы, представляемые резидентом в банк ПС в соответствии с Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П, и их корректировку, в том числе в ведомости банковского контроля, в порядке, согласованном резидентом с банком ПС.
Если при оформлении окончательного счета в рамках одного контракта партнерами была выявлена переплата по одному из видов валютных операций и недопоступление по другому виду валютных операций, корректировка банком ПС сведений, ранее идентифицированных резидентом в справке о валютных операциях и отраженных банком ПС в базе данных по валютным операциям и ведомости банковского контроля, по нашему мнению, не будет являться нарушением валютного законодательства.
По шестому вопросу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами главы 27 ГК РФ и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ (пункт 3 статьи 420 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании вышеизложенного, считаем, что днем возникновения обязательства при экспорте работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, для целей применения части 3 статьи 7 Федерального закона следует считать дату выполнения резидентом для нерезидента работ, оказания услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
При этом сообщаем, что валютные операции движения капитала, указанные в статье 7 Федерального закона, регулируются Правительством Российской Федерации.
По седьмому вопросу.
Денежные средства в валюте Российской Федерации, возврат которых был осуществлен банком-корреспондентом в связи с неверно указанными реквизитами (или другими техническими ошибками), зачисляются уполномоченным банком на банковский счет резидента-плательщика. Поскольку возврат произведен по внешнеторговому контракту при кодировании валютной операции в справке о валютной операции проставляется код вида валютной операции 35010 в соответствии с приложением 2 к Инструкции N 117-И.
Валютные операции, связанные с повторным списанием резидентом валюты Российской Федерации в пользу контрагента-нерезидента по внешнеторговому контракту (в связи с повторным перечислением сумм), отражаются уполномоченным банком в базе данных по валютным операциям и ведомости банковского контроля с кодом вида валютной операции 11010 в соответствии с приложением 2 к Инструкции N 117-И.
Информация о зачислении денежных средств на банковский счет резидента и о списании денежных средств с банковского счета резидента в вышеуказанных случаях отражается уполномоченным банком в ведомости банковского контроля.
Первоначальный платеж, по которому был осуществлен возврат денежных средств, отражается уполномоченным банком в базе данных по валютным операциям и ведомости банковского контроля с кодом вида валютной операции, указанным в справке о валютных операциях, оформленной резидентом в соответствии с требованиями пункта 1.2 Инструкции N 117-И при проведении платежа.
По восьмому вопросу.
Часть 1 статьи 19 Федерального закона устанавливает обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, обеспечить:
- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся им в соответствии с условиями договоров;
- возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных резидентами нерезидентам в случае неисполнения нерезидентами условий договоров.
Следовательно, непоступление денежных средств от нерезидентов на счета резидентов в уполномоченных банках в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, является нарушением части 1 статьи 19 Федерального закона.
По девятому вопросу.
По мнению Департамента, ошибочная идентификация резидентом денежных средств, поступивших в пользу резидента после оказания им услуги нерезиденту, в качестве предварительной оплаты за оказываемые услуги не является нарушением Инструкции N 117-И.
В этом случае банк ПС на основании информации из подтверждающих документов, дополнительно представляемых клиентом и оформленных в соответствии с Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П, в том числе в ведомости банковского контроля, может внести изменения в ранее представленные резидентом в банк ПС документы и осуществлять их корректировку в порядке, согласованном клиентом с банком ПС.
По десятому вопросу.
Согласно пункту 3.8 Инструкции N 111-И операции по списанию денежных средств с транзитного валютного счета резидента не осуществляются, если резидентом не представлены документы, установленные пунктами 3.3 и 3.4 Инструкции. Вместе с тем данный пункт содержит исключение из общего правила, предусмотренное в пункте 3.9 Инструкции N 111-И.
В соответствии с пунктом 3.9 Инструкции N 111-И договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом может быть предусмотрено, что резидент вправе не представлять распоряжение в каждом конкретном случае, а также, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку, установленную в пункте 3.4 Инструкции N 111-И.
Таким образом, если денежные средства, ошибочно поступившие от нерезидента, были идентифицированы клиентом (уполномоченным банком) как средства, не являющиеся объектом обязательной продажи в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона, они могли быть зачислены на текущий валютный счет резидента без осуществления обязательной продажи.
Дополнительно сообщаем, что указанием Банка России от 29.03.2006 N 1676-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" установлено, что обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 0 процентов суммы валютной выручки.
Заместитель Директора Департамента
финансового мониторинга
и валютного контроля
М.Б.ПЕЛЕНИЦЫН