Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Банка России от 31.01.2006 N 12-1-3/226

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 января 2006 г. N 12-1-3/226

О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") (далее - Федеральный закон) получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.

В соответствии со статьей 665 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Сопоставление положений абзаца четвертого подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона и статьи 665 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю в рамках исполнения требований Федерального закона подлежат действия по предоставлению или получению предмета договора финансовой аренды (лизинга).

При этом датой совершения такой операции в целях Федерального закона следует считать дату фактического получения или предоставления предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга), то есть дату составления акта приема-передачи или иного документа, подтверждающего факт передачи имущества.

Кредитная организация может быть как стороной по договору финансовой аренды (лизинга), так и выполнять роль организации, обслуживающей расчеты клиентов в рамках исполнения ими своих обязательств по такому договору.

Исходя из этого, кредитная организация обязана направлять в уполномоченный орган сообщение об операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в случае, если она:

а) выступает в качестве лизингодателя или лизингополучателя;

б) располагает информацией об осуществлении клиентом операции, связанной с получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга), подлежащей обязательному контролю.

С целью недопущения нарушения сроков отправки сообщения в уполномоченный орган в описанной ситуации, по нашему мнению, в поле DATA соответствующего сообщения следует указать дату составления акта приема-передачи или иного документа, подтверждающего факт передачи имущества. При этом в поле DESCR следует отразить подробную информацию о дате получения кредитной организацией документа, подтверждающего факт совершения рассматриваемой сделки, а также обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о сделке.

Дополнительно сообщаем, что в полях SUME и SUM соответствующего сообщения следует указывать стоимость предмета лизинга, получаемого или предоставляемого по договору финансовой аренды (лизинга).

Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Данную норму следует рассматривать как общую, адресованную всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе и кредитным организациям.

Учитывая изложенное, обязательному контролю подлежат любые сделки с недвижимым имуществом, в которых кредитная организация выступает стороной по договору и предметом договора является обременение недвижимого имущества.

При осуществлении операций кредитная организация может быть как стороной по сделкам с недвижимым имуществом, так и выполнять роль организации, обслуживающей расчеты клиентов в рамках исполнения ими своих обязательств по таким сделкам. В случае, если кредитная организация при проведении расчетной операции своего клиента не располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, и указанная операция при реализации правил внутреннего "противолегализационного" контроля не отнесена к операции, вызывающей подозрения в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению соответствующих сведений в уполномоченный орган не возникает.

При определении даты совершения операции при формировании сообщения по сделке с недвижимым имуществом, направляемого кредитной организацией в уполномоченный орган в установленном порядке, необходимо учесть следующее.

В соответствии со статьей 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Учитывая вышеизложенное, датой совершения операции при формировании сообщения по сделке с недвижимым имуществом, подлежащей государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством, следует считать дату государственной регистрации соответствующего договора. В случае, если сделка с недвижимым имуществом не подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством, датой совершения операции следует считать дату подписания соответствующего договора, если иное не предусмотрено договором.

С целью недопущения нарушения сроков отправки сообщения в уполномоченный орган в описанной ситуации в поле DATA соответствующего сообщения следует указать дату заключения договора, предметом которого является недвижимое имущество (для сделок, не подлежащих государственной регистрации), либо дату государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом (для сделок, подлежащих государственной регистрации). При этом в поле DESCR следует отразить подробную информацию о дате получения кредитной организацией документа, подтверждающего факт совершения сделки с недвижимым имуществом, а также обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о сделке с недвижимым имуществом.

Кроме того, в полях SUME и SUM проставляется сумма договора, предметом которого является недвижимое имущество (если она известна кредитной организации), либо сумма платежа (в противном случае).

Заместитель Директора Департамента

А.В.ОДИНЦОВ

Другие документы по теме
"О необходимости наличия при разработке плана приватизации заключения мобилизационного отдела соответствующего органа управления"
"О направлении информации в Федеральное казначейство"
"Уведомление о регистрации Отраслевого соглашения между Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации на 2011 - 2013 годы"
"О контроле таможенной стоимости сахара-сырца"
Ошибка на сайте