<Письмо> Банка России от 19.11.2021 N 03-41/11333
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 ноября 2021 г. N 03-41/11333
ОБ УЧЕТЕ
СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ N 590-П
Банк России рассмотрел обращение относительно применения Положения N 590-П <1> и сообщает следующее.
--------------------------------
<1> Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности".
Примерный перечень информации для анализа финансового положения заемщика, которую кредитная организация может использовать в момент выдачи ссуды и в течение периода ее нахождения на балансе, приведен в приложении 2 к Положению N 590-П, в соответствии с которым для анализа финансового положения заемщика - физического лица кроме заверенной работодателем справки с места работы и справки о его доходах могут использоваться иные документы, подтверждающие его доходы (пункт 1.4 Приложения 2).
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что средства, полученные в рамках реализации мер государственной поддержки при рождении третьего ребенка или последующих детей, средства материнского капитала, которыми заемщик распорядился в полном объеме либо частично, включаются в состав полученных доходов налогоплательщика <2>, сведения о получении указанных средств могут учитываться в целях оценки финансового положения заемщиков - физических лиц.
--------------------------------
<2> Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 22.07.2014 N БС-4-11/14019@ (вместе с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10.07.2014 N 03-04-07/33669).
Полагаем, что соответствующие документы могут быть отражены во внутренних документах кредитной организации в перечне основных источников информации, используемых при оценке финансового положения заемщиков, в соответствии с требованиями пункта 2.3 Положения N 590-П.
При этом отмечаем, что сама по себе информация о правах физических лиц на дополнительные меры государственной поддержки, учитывая специфику данных инструментов, установленную специальными Федеральными законами Российской Федерации <3> (целевое назначение, кто имеет право на получение дополнительных мер государственной поддержки, размер государственной поддержки (его остатка), правила распоряжения ими, порядок реализации мер государственной поддержки и т.д.), до реализации данных прав, не может рассматриваться в качестве документов, подтверждающих доходы заемщиков - физических лиц.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федеральный закон от 03.07.2019 N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Позиция Банка России о том, что средства, полученные в рамках реализации мер государственной поддержки, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом N 157-ФЗ, могут учитываться при оценке финансового положения заемщиков, доводилась до банковского сообщества письмом Банка России от 28.04.2020 N 41-1-3-1/419, подготовленном по итогам встречи руководства Банка России с руководителями коммерческих банков, состоявшейся в ОПК "БОР" 13 - 14 февраля 2020 года.
Ссуды, предоставленные физическим лицам, могут включаться в портфели однородных ссуд, указанные в абзаце 6 пункта 5.1 Положения N 590-П, при выполнении условий по оценке финансового положения заемщика, предусмотренных в абзацах 3 и 25 пункта 5.1 указанного Положения.
Первый заместитель
Председателя Банка России
Д.В.ТУЛИН