Рейтинг@Mail.ru

"Отраслевое соглашение в сфере адвокатуры на 2019 - 2021 годы"

Профессиональный союз

адвокатов России

Председатель

Г.Р.АБУКОВ

Общероссийское отраслевое

объединение работодателей в области

права и управления и саморегулируемых

организаций арбитражных управляющих

Президент

М.В.САЧЕВ

ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

В СФЕРЕ АДВОКАТУРЫ НА 2019 - 2021 ГОДЫ

(30 августа 2019 года)

Статья 1. Общие положения

1. Настоящее отраслевое соглашение в сфере адвокатуры (далее - настоящее Соглашение или Соглашение) заключено на федеральном уровне социального партнерства на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах), Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (далее - Закон об объединениях работодателей), законодательства Российской Федерации и является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений адвокатов с адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами и иными работодателями в области права при выполнении профессиональной деятельности.

2. Сторонами Соглашения (далее - Стороны) являются:

- адвокаты в лице их представителя - Профессионального союза адвокатов России (далее - Профсоюз);

- адвокатские образования, адвокатские палаты и иные работодатели в области права (далее - работодатели) в лице их представителя - Общероссийского отраслевого объединения работодателей в области права и управления и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - Союз).

Статья 2. Общие принципы регулирования социально-трудовых

и связанных с ними экономических отношений

1. Социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения (далее - социально-трудовые отношения) возникают у адвокатов в силу положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре), в соответствии с которым адвокат является субъектом профессиональной деятельности, и пункта 1 статьи 2 Закона о профсоюзах, в соответствии с которым у граждан, связанных общими профессиональными интересами по роду деятельности, есть социально-трудовые права и интересы.

Социально-трудовые отношения связаны с личным трудом адвоката и возникают у него с доверителями, работодателями и органами государственной власти при выполнении профессиональной деятельности.

2. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25 Закона об адвокатуре гражданско-правовые отношения у адвоката с доверителем возникают на основании соглашения.

Как следует из с пункта 8 статьи 25 Закона об адвокатуре при работе адвоката по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда (далее - работа по назначению) у адвоката отсутствует соглашение, поэтому отношения в части оплаты труда адвоката, возникающие при осуществлении такой деятельности, регулируются трудовым законодательством в соответствии с абзацем вторым статьи 11 Трудового кодекса.

Таким образом социально-трудовые отношения адвоката с работодателями и органами государственной власти регулируются трудовым законодательством, частью которого является Закон о профсоюзах.

Статья 3. Общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации

и льготы

1. Как следует из пункта 2 статьи 1 Закона об адвокатуре адвокатская деятельность не является предпринимательской. Вследствие этого доходы, получаемые адвокатом от адвокатской деятельности, не облагаются налогом на прибыль так как в процессе деятельности прибыль у адвоката не формируется.

Таким образом доходы от адвокатской деятельности адвоката являются оплатой его труда. В соответствии с пунктом 8 статьи 25 Закона об адвокатуре при работе по назначению подлежит оплате также труд адвоката. Поэтому вся профессиональная деятельность адвоката является трудовой деятельностью и входит в общий трудовой стаж, а вознаграждение адвоката в силу статьи 129 Трудового кодекса является заработной платой.

2. Оплата труда каждого адвоката зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Адвокат имеет право потребовать от доверителя гарантий оплаты своего труда в виде аванса, либо полной оплаты, либо любым иным другим способом, устраивающим обе стороны соглашения. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Адвокат и доверитель вправе включать в соглашение условие, в соответствии с которым размер и (или) выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Такой вид выплаты вознаграждения в соответствии с абзацем первым статьи 129 Трудового кодекса является стимулирующим.

3. Расходы на оплату труда адвокатов за работу по назначению учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов.

Статья 4. Гарантии адвокатам входящим в состав выборных

коллегиальных органов профсоюзных организаций.

1. Возбуждение органами адвокатского самоуправления дисциплинарного производства и применение мер дисциплинарного характера в отношении адвокатов входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

2. Орган адвокатского самоуправления за семь рабочих дней до начала процедуры дисциплинарного производства в отношении адвокатов входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций должен предоставить копии документов являющиеся основанием к возбуждению дисциплинарного производства для предоставления письменного решения о согласии или не согласии с дисциплинарным нарушением адвоката в отношении которого планируется дисциплинарное производство.

Орган адвокатского самоуправления вправе возбудить дисциплинарное производство без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в тридцатидневный срок с момента получения соответствующим выборным профсоюзным органом копии документов, являющиеся основанием к возбуждению дисциплинарного производства.

Соблюдение указанной процедуры не лишает адвоката или представляющий его интересы соответствующий выборный профсоюзный орган права обжаловать в суд принятое решение.

Если соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением возбудить в отношении адвоката дисциплинарное производство то, в течение трех рабочих дней стороны проводят дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При не достижении общего согласия в результате дополнительных консультаций орган адвокатского самоуправления имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано этим работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным органом в соответствующие органы профсоюзного контроля, а именно: в правовую инспекцию труда Профсоюза.

В течение десяти рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) адвоката или представляющего его интересы выборного профсоюзного органа правовая инспекция труда Профсоюза рассматривает вопрос о принятом решении и в случае признания его незаконным выдает органу адвокатского самоуправления обязательное для исполнения предписание о восстановлении нарушенных прав.

Соблюдение указанной процедуры не лишает адвоката или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать данное решение органа адвокатского самоуправления в суд и не лишает орган адвокатского самоуправления права обжаловать в суд предписание правовой инспекции труда Профсоюза.

Статья 5. Компетенция и сферы деятельности сторон

в области социально-трудовых и вытекающих из них социально

экономических отношений

1. Профсоюз:

- добивается повышения уровня жизни и улучшения условий труда адвокатов;

- формирует социально-экономическую политику в адвокатской деятельности;

- участвует в разработке проектов законов в области адвокатской деятельности и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и социально-экономическим вопросам;

- принимает участие в формировании отраслевой программы занятости;

- предлагает меры по социальной защите адвокатов;

- осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов;

- защищает права и интересы членов Профсоюза по вопросам дисциплинарной ответственности адвокатов в органах адвокатского самоуправления;

- защищает права и интересы членов Профсоюза в органах законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, в судебных органах и иных организациях;

- участвует в разработке и реализации политики по молодежным, тендерным и иным вопросам;

- принимает участие в организации и развитии санаторно-курортного лечения, детского оздоровительного отдыха, организации и проведении спортивных, культурных и досуговых мероприятий;

- содействует снижению социальной напряженности;

- участвует в урегулировании коллективных споров, организует и проводит коллективные действия, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов адвокатов.

2. Стороны Соглашения:

- принимают участие в разработке законопроектов, нормативных правовых актов, касающихся развития адвокатской деятельности и адвокатуры, сотрудничают в обмене информацией;

- создают условия для формирования системы страхования включая страхование ответственности и негосударственного пенсионного обеспечения адвокатов в бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов;

- принимают участие в рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статьей расходов;

- вносят вопрос о формировании средств федерального бюджета в соответствующей целевой статье расходов на Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений;

- при необходимости вступают в переговоры с заинтересованными сторонами социального партнерства на федеральном уровне, включая Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Обязательства сторон в области подготовки кадров:

- Стороны Соглашения осуществляют меры, направленные на развитие профессиональных качеств адвокатов, помощников адвокатов и стажеров на основе применения системы профессионального образования всех уровней, усовершенствования систем непрерывного профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов, стоящих перед адвокатурой и адвокатским сообществом;

- в соответствии с абзацем третьим статьи 196 Трудового кодекса и отраслевым нормативным актом Союза от 24.05.2019 N 5 профессия адвоката включена в перечень профессий для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации";

- совместными усилиями и на паритетных началах создают Совет по профессиональным квалификациям в области права и управления, разрабатывают его положение.

4. Общие приоритеты в деятельности сторон:

- создание новых сфер и практик для применения адвокатской профессии;

- развитие системы оценки квалификации адвокатов;

- закрепить приоритет на обеспечение доступа к правосудию в пользу адвокатской профессии;

- расширение рынка квалифицированной юридической помощи;

- расширение сферы занятости и применения адвокатской профессии;

- исключение из практики нелегальной занятости адвокатов;

- стимулирование легальных трудовых отношений;

- ограничение доступа на российский рынок квалифицированной юридической помощи для нерезидентов Российской Федерации (как физическим, так и юридическим лицам);

- экспансия Российских адвокатов на международные рынки квалифицированной юридической помощи;

- обеспечение гарантий социальной защиты адвокатов;

- обеспечение безопасных и комфортных условий труда адвоката;

- защита адвоката от посягательств на его профессиональные, социально-трудовые, социально-экономические, а также процессуальные права.

5. Работодатели:

- разрабатывает мероприятия по обеспечению конституционных прав адвокатов на труд, достойную заработную плату, безопасные условия труда, организацию отдыха, соблюдение льгот и гарантий;

- разрабатывает предложения по повышению производительности труда;

- содействует развитию науки и формированию механизмов государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности в адвокатской деятельности с учетом мнения профсоюза;

- разрабатывают и осуществляют, в установленном порядке, мероприятия по подготовке специалистов с высшим образованием, профессиональной переподготовке и повышению квалификации;

- разрабатывает прогноз потребности в выпускниках образовательных организаций высшего профессионального образования с учетом мнения профсоюза;

- разрабатывает и реализует программы по стажировке выпускников образовательных организаций, адаптации молодых работников;

- инициирует в рамках развития национальной системы квалификаций разработку проектов профессиональных стандартов (квалификационных характеристик) с учетом мнения Профсоюза;

- формирует профессиональные и отраслевые советы развития квалификаций с участием всех сторон социального партнерства;

- соблюдают трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, соглашения и трудовые договоры;

- ведет коллективные переговоры в соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации;

- создают условия труда в соответствии с действующими нормами трудового законодательства и предоставляют работу по специальности выпускникам образовательных организаций, обучавшимся по договорам или направлениям организаций и прибывшим для работы в эти организации;

- разрабатывают и реализуют мероприятия, предусматривающие сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- предоставляют запрошенную выборным органам профсоюза информацию;

- обеспечивают соблюдение установленного трудовым законодательством режима рабочего времени и времени отдыха;

- оказывают материальную помощь особо нуждающимся адвокатам, молодым специалистам, и адвокатам, имеющим награды и грамоты профсоюза.

Статья 6. Порядок разрешения споров

1. В случае, если у Сторон возникают разногласия с федеральными органами исполнительной власти, то они вправе обратиться за содействием к Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

2. Неразрешимые разногласия между Профсоюзом и Союзом по вопросам заключения, изменения и выполнения соглашений с органами государственной власти, то есть коллективные трудовые споры, в соответствии со статьей 401 Трудового кодекса разрешаются посредством примирительных процедур. Сторонами таких коллективных трудовых споров являются стороны соглашений, по вопросу которых возникли разногласия.

В соответствии с пунктом 15 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденных постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 57, (далее - Рекомендации Минтруда) в состав примирительной комиссии для решения коллективного трудового спора в соответствии со статьей 402 Трудового кодекса включаются по два представителя от каждой стороны такого спора. Решение о создании примирительной комиссии оформляется отраслевым нормативным актом Союза и решением Профсоюза на основании протокола разногласий.

Решения примирительной комиссии принимаются на заседаниях примирительной комиссии большинством голосов, при условии, что в таком заседании участвует более половины ее членов. На первом заседании примирительной комиссии устанавливается регламент ее работы.

3. Для рассмотрения споров, вытекающих из настоящего Соглашения, в порядке статьи 404 Трудового кодекса Стороны договорились совместно с Общероссийским профсоюзом арбитражных управляющих создать постоянно действующий трудовой арбитраж в области права и управления при Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и разработать его устав. Такой трудовой арбитраж будет также являться трудовым арбитражем, предусмотренным пунктом 3 статьи 6 Отраслевого соглашением в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

4. Споры, связанные с судебной защитой социально-трудовых прав и интересов адвокатов, а также законных прав и интересов Профсоюза в порядке статьи 29 Закона о профсоюзах, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Также в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области подлежат рассмотрению споры, возникающие при осуществлении Союзом полномочий, установленных пунктами 1 и 1.1 статьи 13 Закона об объединениях работодателей и статьей 2.1 устава Союза, и иные споры, вытекающие из отношений социального партнерства.

Статья 7. Заключительные положения

1. Срок действия настоящего соглашения три года. Стороны имеют право внести изменение в текст настоящего Соглашения, расторгнуть его, один раз продлить действие настоящего Соглашения на срок не более трех лет.

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России, Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации", Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта" 10.10.2019)
(утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 30.08.2019)
(утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19.11.2019) (ред. от 27.03.2020)
(утв. Росжелдором, Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей 19.11.2019)
Ошибка на сайте