Рейтинг@Mail.ru

"Организационно-методические указания по применению приказов МЧС России от 27.05.2014 N 262 "Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федер

Утверждаю

Заместитель Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

А.П.ЧУПРИЯН

8 декабря 2014 года

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИКАЗОВ МЧС РОССИИ ОТ 27.05.2014 N 262

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ

МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ

ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ" И N 263

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ

БЕДСТВИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО АТТЕСТАЦИИ

НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"

С 1 января 2015 г. вступает в силу система правового регулирования получения права управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России (далее - новая система правового регулирования), установленная приказами МЧС России от 27.05.2014 N 262 "Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и N 263 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - новые НПА).

Учитывая особенности перехода на новую систему правового регулирования, а также в связи с поступившими вопросами по порядку применения некоторых вводимых норм, Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России разъясняет следующее.

1. Новая система правового регулирования устанавливает порядок определения уровня знаний, умений и навыков при аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов (далее - маломерные суда). Вследствие этого при применении новых НПА необходимо принять во внимание, что объектом их правового регулирования являются только вопросы аттестации на право управления маломерными судами. Нормы, устанавливающие необходимость наличия документального подтверждения права управления маломерными судами, не входят в сферу регулирования новых НПА и устанавливаются приказом МЧС России от 29.06.2005 N 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации" (далее - Правила пользования маломерными судами). В этой связи возникает вопрос соответствия пункта 1.6 приказа МЧС России от 27.05.2014 N 262 "Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Правила аттестации) и пункта 5 Правил пользования маломерными судами в части, касающейся необходимости получения документального подтверждения права управления гребными судами, дебаркадерами, понтонами, которые по своим характеристикам подлежат регистрации в реестре маломерных судов. Новые НПА не устанавливают порядок получения права управления указанными типами маломерных судов, поскольку они не относятся к категории самоходных и для управления ими достаточно примитивных практических операторских навыков и незначительного уровня теоретической подготовки. В силу этих причин не предусмотрена выдача документов на право управления гребными судами, дебаркадерами, понтонами и истребование таких документов от лиц, управляющих ими. Со вступлением в силу новых Правил пользования маломерными судами данный вопрос будет нормативно урегулирован.

2. Для подготовки к аттестационной работе в условиях новой системы правового регулирования особое внимание следует уделить исполнению нормативных положений главы II Правил аттестации, определяющих порядок формирования аттестационных комиссий. При определении состава аттестационных комиссий необходимо руководствоваться правилом: "экзаменующий должен иметь документально подтвержденный уровень подготовки не ниже того, на который экзаменует". Это означает, что его специальная подготовка, как минимум, должна подтверждаться наличием действительного удостоверения на право управления маломерными суднами (далее - удостоверение) по типам и районам плавания, которые соответствуют экзаменуемым типам и районам. Формируя аттестационную комиссию и осуществляя материально-техническое обеспечение ее деятельности, руководитель подразделения ГИМС должен обеспечить предоставление государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами в объеме не ниже:

а) по типам маломерных судов - "моторное судно" и "гидроцикл";

б) по районам плавания:

при аттестации в подразделениях ГИМС, расположенных в континентальных районах - "внутренние воды Российской Федерации" и "внутренние водные пути Российской Федерации";

при аттестации в подразделениях ГИМС, расположенных в приморских районах - "внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации";

при аттестации в подразделениях ГИМС, расположенных в районах, где есть водные объекты со смешанным режимом судоходства - "внутренние воды Российской Федерации" и "внутренние водные пути Российской Федерации", а также "внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации".

Считать одним из главных критериев деятельности руководителя подразделения ГИМС - объем (по типам маломерных судов и районам плавания) и качество (полнота соответствия новым НПА) предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами.

3. В целях обеспечения безопасности при реализации положений, определенных пунктом 6.2 Правил аттестации, полигон для проверки практических навыков должен соответствовать следующим характеристикам:

б) длина полигона - не менее 1000 м;

в) ширина полигона:

не менее 150 м для проверки практических навыков управления маломерным моторным судном и (или) гидроциклом;

не менее 1000 м для проверки практических навыков управления маломерным парусным судном и (или) маломерным судном особой конструкции;

г) оснащение полигона СНО причальными, плавучими и другими сооружениями - на уровне, позволяющим реализовать в полном объеме положения пунктов 1, 3 приложения N 7 Правил аттестации, а в случае проведения аттестации для управления маломерным парусным (парусно-моторным судном) - также и положения пункта 2 приложения N 7 Правил аттестации.

4. В связи с возникшими сложностями в обеспечении финансирования перехода на новую систему правового регулирования, завершение разработки и утверждение новых экзаменационных билетов для проверки теоретических знаний при аттестации на право управления маломерными судами планируется в первом полугодии 2015 г. Учитывая сложившуюся ситуацию, до особого указания:

аттестацию на право управления маломерными судами производить по ранее использовавшимся экзаменационным билетам;

аттестацию для управления маломерным парусным судном за исключением случаев, указанных в пунктах 3.6 и 3.7 Правил аттестации, не производить;

аттестацию для управления маломерным судном в морских прибрежных водах до 20 миль от берега не производить.

5. В связи с изменением системы деления маломерных судов по типам, применяемым в целях аттестации на право управления маломерным судном, - "катер", "мотолодка", "морское прогулочное судно 55 кВт и более", как было установлено приказом МЧС России от 29.06.2005 N 498 "Об утверждении Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - приказ МЧС России от 29.06.2005 N 498), на единый тип "моторное судно" в соответствии с новой системой правового регулирования, проверку практических навыков при аттестации на право управления маломерным судном этого типа производить по ранее принятым критериям для аттестации на право управления маломерным судном типа "катер", применяя положения пункта 1 приложения N 7 Правил аттестации.

В соответствии с пунктом 56 приказа МЧС России от 27.05.2014 N 263 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Административный регламент) организовать подготовку судов ГИМС для их использования в целях аттестации. Планирование расходов топлива и других материальных ресурсов для этой цели, их списание определять с учетом необходимости использования судов ГИМС для решения соответствующих задач в объеме, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", учитывая, что одной из таких задач является проведение аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС. Использование в целях проверки практических навыков маломерных судов организаций, осуществляющих подготовку для управления маломерными суднами, а также маломерных судов заявителей, как это допускается в соответствии с пунктом 56 Административного регламента, осуществляется с согласия судовладельца, и должно быть документально подтверждено визовым оформлением разрешения на его письменном заявлении об использовании для целей аттестации маломерного судна, которое он эксплуатирует от своего имени, отсутствии возражений и претензий по данному вопросу.

6. Полный цикл административных процедур, определенных для аттестации заявителя, производится только в том подразделении ГИМС, куда заявителем были представлены входные документы для аттестации. Не допускается проведение отдельных административных процедур при аттестации заявителя несколькими аттестационными комиссиями. В целях соблюдения сроков, установленных Административным регламентом, планирование предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, в случае если она включает проверку практических навыков, необходимо производить в навигационный период.

7. Пункты 22 - 31 Административного регламента устанавливают максимальный состав документов, которые могут быть истребованы от заявителя или представлены им по собственной инициативе для аттестации на право управления маломерным судном. Конкретный перечень документов, обязательных для предоставления в каждом случае аттестации, установлен Правилами аттестации.

При этом в качестве квалификационных документов членов экипажей спортивных парусных судов, которые могут быть представлены заявителями при аттестации на право управления маломерным парусным судном согласно приложению N 4 Правил аттестации, признаются только документы, выданные в соответствии с приказом Минтранса России от 22.10.2009 N 185 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей спортивных парусных судов".

При применении положений пункта 3.6 Правил аттестации в качестве признаваемых иностранных квалификационных документов до особого указания принимать для аттестации в качестве документа на право управления маломерным судном документы, выданные:

в государствах Таможенного союза;

до 2015 г. на Украине;

в соответствии с нормами, установленными Европейской Экономической Комиссией ООН.

В качестве медицинской справки о годности по состоянию здоровья к управлению маломерным судном до особого указания принимать справки о годности к управлению транспортным средством, относящимся к любой категории транспортных средств, выданные в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 28.09.2010 N 831н "Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами".

Ксерокопии, снятые с входных документов заявителей, уничтожаются установленным порядком только после ввода в базу данных АИС ГИМС электронной копии этих документов в соответствии с пунктом 47 Административного регламента после обеспечения техническими возможностями АИС ГИМС надлежащего выполнения этого административного действия.

8. При применении положений о порядке заполнения удостоверений, определенных главой VII Правил аттестации, в случае использования содержащихся в представленных заявителем входных документах данных, установленных приказом МЧС России от 29.06.2005 N 498, применять эквиваленты как ниже указано:

Разрешенные категории в соответствии с приказом МЧС России от 29.06.2005 N 498

Категории в соответствии с приказом МЧС России от 27.05.2014 N 262

Гидроцикл

Гидроцикл

Катер

Моторное судно

Мотолодка

Морское прогулочное судно 55 кВт и более

Парусное судно с площадью парусов

до 12 кв. м

Площадь парусов не более 22 кв. м

Парусное судно

до 22 кв. м

до 60 кв. м

более 60 кв. м

Площадь парусов не более 80 кв. м

МП

Внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации

ВВП

Внутренние водные пути Российской Федерации

ВП

Внутренние воды Российской Федерации

При заполнении в соответствии с подпунктом "н" пункта 7.2 Правил аттестации поля удостоверения "длина не более/length not exceeding" указываются данные применительно к наибольшей длине корпуса маломерного судна.

При заполнении в соответствии с подпунктом "м" пункта 7.2 Правил аттестации поля удостоверения "площадь парусов не более/sail area not exceeding" указывается НЕ УСТАНОВЛЕНО/NOT SET, если в графе "тип маломерного судна/туре of small craft" в соответствии с подпунктом "о" пункта 7.2 Правил аттестации указан тип ГИДРОЦИКЛ/PERSONAL WATERCRAFT, а также МОТОРНОЕ СУДНО/MOTORIZED CRAFT.

В случае если заявителем утрачена личная карточка судоводителя, а для аттестации на право управления маломерным судном в соответствии с Правилами аттестации требуется ее представление, разрешается, в виде исключения, проводить аттестацию, не истребуя в составе входных документов личной карточки судоводителя, при условии представления заявителем своего удостоверения, срок действия которого не истек. Необходимая в таком случае информация устанавливается на основании данных, содержащихся в представленном удостоверении.

Поставка в региональные центры программного обеспечения и технических средств заполнения удостоверений (специальные принтеры, ламинаторы и ламинационные пакеты) планируется к 1 января 2015 г.

В связи с особенностями принятой техники ламинирования в каждом случае добавления к полученным ранее разрешениям по типу маломерного судна и (или) району плавания новых разрешений в соответствии с пунктом 102 Административного регламента необходимо использовать новый бланк удостоверения.

В соответствии с положениями пункта 102 Административного регламента, определяющими круг ответственности должностных лиц, заполненные на основании протокола заседания аттестационной комиссии бланки удостоверений после проверки правильности внесенных данных подписываются главными государственными инспекторами по маломерным судам субъектов Российской Федерации МЧС России. В случае обстоятельств, при которых главный государственный инспектор по маломерным судам субъекта Российской Федерации МЧС России не может выполнить вышеуказанные административные действия, их осуществляет должностное лицо, назначенное для его замещения. Подпись ставится в поле "(подпись должностного лица/signature of the official)".

Заполненные удостоверения передаются в подразделения ГИМС и после подписания их будущим владельцем в поле "(подпись владельца/holder's signature)" заверяются печатью подразделения ГИМС, выдающего удостоверение, ламинируются и выдаются в соответствии с пунктами 103, 104 Административного регламента. В случае выдачи удостоверения непосредственно в отделе безопасности людей на водных объектах, заполненные удостоверения заверяются печатью соответствующего главного управления МЧС России.

Организация, выдача и хранение бланков удостоверений осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке изготовления, выдаче и хранения бланков строгой отчетности, утвержденной 06.06.2007 заместителем Министра МЧС в той ее части, которая не противоречит приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению".

9. При изменении сведений о подразделениях ГИМС, указанных в приложении N 1 Административного регламента, направлять необходимую информацию в Управление безопасности людей на водных объектах и информировать установленным порядком заинтересованные организации и общественность субъекта Российской Федерации.

10. Определяющим условием практического внедрения новой системы правового регулирования в деятельности ГИМС является детальное освоение ответственными должностными лицами новых НПА и успешное применение их положений в системе предоставляемых государственных услуг.

Начальник

Управления безопасности людей

на водных объектах МЧС России

В.В.СЕРЕГИН

Другие документы по теме
Ошибка на сайте