Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 29.07.2003 N КАС03-286

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 июля 2003 г. N КАС 03-286

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2003 года гражданское дело по жалобе Лаврикова Сергея Александровича о признании пп. 1 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" и пп. 1 п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 245 "О денежном довольствии военнослужащих" в части установления месячных окладов в соответствии с занимаемой должностью офицерам-преподавателям, не соответствующими п. 2 ст. 12 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих", п. 2 ст. 30 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", решению Военной коллегии Верховного Суда РФ от 30 ноября 2001 года.

Кроме того, Лавриков просил признать за ним право на получение должностного оклада на один тарифный разряд выше занимаемой должности за ученую степень, т.е. оклада по воинской должности согласно 27 тарифному разряду с момента вступления в законную силу решения Военной коллегии Верховного Суда РФ от 30 ноября 2001 г., восстановить ему выплату ежемесячной надбавки за ученое звание доцента в размере 10 процентов от должностного оклада с мая 2002 года и вынести частное определение в адрес Министра обороны РФ, издавшего Приказ от 28 июня 2002 г. N 245, в котором указать на необходимость привести данный Приказ в точное соответствие с законодательными актами Российской Федерации, по кассационной жалобе Лаврикова С.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2003 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснения представителя Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации Скока В.Г., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, и заключение прокурора Пайгина Р.Х., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с приведенными выше требованиями, полагая, что за ученую степень кандидата наук ему должен быть повышен должностной оклад на 1 тарифный разряд (т.е. он должен получать оклад по 27 тарифному разряду). Восстановить ему выплату ежемесячной надбавки за ученое звание доцента в размере 10 процентов от должностного оклада с мая 2002 года.

В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что в отличие от Министерства обороны РФ, в котором отсутствует нормативная база, регламентирующая оплату труда преподавателей, в Министерстве образования действуют два нормативных документа: Постановление Минтруда Российской Федерации от 17 августа 1995 г. N 46 "О согласовании размеров оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования РФ", согласно п. 5 приложения 2 которого "оплата труда работников, имеющих ученые степени кандидатов наук... и работающих по профилю учреждения или педагогической должности, производится на один разряд выше по сравнению с разрядами, установленными им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками", а также приложением к письму Министерства образования Российской Федерации, профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 20-58-196/20-5/7. Согласно п. 6.4 этого документа: "оплата труда отдельных категорий работников может осуществляться по более высоким разрядам, чем это предусмотрено тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования. Оплата труда на один разряд выше осуществляется работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподавателям их дисциплин)" (приложения 3, 4).

В Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не предусмотрена доплата к должностному окладу за ученое звание доцента по кафедре, т.к. в высших учебных заведениях Министерства образования РФ установлен другой порядок оплаты ученого звания доцента по кафедре, поскольку им производится начисление должностного оклада на один тарифный разряд выше занимаемой должности.

В судебном заседании Лавриков С.А., поддерживая свои требования, написал письменное заявление об отказе от одного из них, касающегося повышения должностного оклада на один тарифный разряд выше занимаемой должности за ученое звание доцента по кафедре. При этом Лавриков пояснил, что дополнительных обязанностей на него как на доцента по кафедре не возложено, и он полагает, что за это звание ему должны выплачивать лишь надбавку к окладу в размере 10 процентов. Отказ от требований в установленном процессуальном порядке был принят судом, и производство по нему прекращено.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2003 года Лаврикову С.А. в удовлетворении жалобы было отказано.

Не соглашаясь с таким решением, заявитель в кассационной жалобе просит о его отмене и удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. По мнению заявителя, в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ, которые не допускают ограничения гражданских прав и свобод человека, Министерством обороны РФ не производится доплата к должностному окладу за ученое звание, что противоречит п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 10 Закона "О статусе военнослужащих".

Таким образом, по мнению заявителя, доплата к должностному окладу за ученое звание, на основании указанных выше нормативно-правовых актов, должна за ним сохраниться, однако, вследствие того, что Приказ Министра обороны РФ N 239 - 96 и п. 4 Постановления Правительства РФ N 65 - 93 отменены, а новые нормативные акты еще не приняты, данная надбавка не выплачивается, что является нарушением его прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. В этой связи заявитель просит решение отменить и обязать Правительство Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации принять нормативные акты, регулирующие вопросы выплаты за ученое звание, звание доцента и квалификационные требования.

Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.

При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Размер оклада по воинской должности "старшего преподавателя" высшего военно-учебного заведения до 1 июля 2002 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 года N 65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты" и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 марта 2001 года N 99 "Об установлении окладов по воинским должностям некоторым категориям военнослужащих" составлял 1021 - 1062 руб. (19 тарифный разряд) и соответствовал размеру оклада по воинской должности командира бригады и старшего офицера Главного управления МО РФ, а по должности "преподавателя" - 16 тарифный разряд.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 года N 537 "О денежном довольствии военнослужащих" утвержден табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которым, в частности, по воинской должности командира бригады установлен размер оклада в процентах от должностного оклада Первого заместителя федерального Министра (54 - 55%), что составляет 2381 - 2425 руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" с 1 июля 2002 года установлены размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В частности, по должности "командира бригады" установлен - 2400 руб. (приложение N 1 к Постановлению).

В целях выполнения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 462, на основании предоставленных полномочий, а также своевременной выплаты военнослужащим новых окладов по занимаемым ими воинским должностям 28 июня 2002 года Министром обороны Российской Федерации была издана директива N 180/3/390, которой установлены размеры окладов по нетиповым воинским должностям. Согласно порядку определения тарифных разрядов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, установленному с 1 июля 2002 года, исходя из существовавших до этой даты по этим должностям тарифных разрядов для воинской должности, соответствовавшей до 1 июля 2002 года 19 тарифному разряду (старший преподаватель), установлен 26 тарифный разряд (2400 рублей).

В то же время для гражданского персонала военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по должности "старшего преподавателя" в настоящее время установлен 13 - 14 разряд (1405 рублей; 1510 рублей). При этом, в соответствии с квалификационными требованиями по должностям профессорско-преподавательского состава по должности "старшего преподавателя", для 14 разряда необходимо иметь ученую степень кандидата наук, а по должности "доцента" для 14 разряда - ученое звание доцента или ученую степень кандидата наук (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 марта 1993 года N 130).

Таким образом, приведенные доказательства свидетельствуют, что и Постановление Правительства РФ от 26 июня 2002 года N 462 и Приказ Министра обороны РФ от 28 июня 2002 года N 245 были приняты в строгом соответствии с законодательными актами и прав военнослужащих в вопросах их денежного обеспечения не нарушили.

Ссылка заявителя на п. 5 приложения 2 Постановления Минтруда РФ "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования РФ" от 17 августа 1995 года N 46 (с изменениями от 22 ноября 1995 года) о том, что "оплата труда работников, имеющих ученые степени кандидата наук... и работающих по профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин), производится на один разряд выше по сравнению с разрядами, установленными им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями)", не может быть принята во внимание в связи с тем, что в данном Постановлении согласовываются разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям только работников средних учебных заведений.

Доводы в жалобе о том, что права офицера-преподавателя нарушены в связи с тем, что в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует нормативная правовая база, регламентирующая оплату труда преподавателей, имеющих ученую степень, также является безосновательной в связи с тем, что заявителю, как видно из жалобы, ежемесячно выплачивается надбавка за ученую степень кандидата наук (Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 года N 807). Постановлением Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 807" от 8 января 2003 года N 4 размер данной надбавки увеличен до 900 рублей в месяц.

Утверждение заявителя о том, что Министерство обороны Российской Федерации не предприняло никаких действий по восстановлению нарушенных прав офицеров-преподавателей на получение надбавок к должностному окладу за ученое звание и ученую степень, также является необоснованным, так как сам Лавриков С.А. указывает, что ему ежемесячно выплачивается надбавка за ученую степень кандидата наук, в соответствии с п. 5 ст. 30 Федерального закона от 28 августа 1996 года N 125-ФЗ. Более того, Министерством обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о выплате надбавок за ученую степень (ученое звание) военнослужащим военно-учебных заведений в размерах, установленных законодательством Российской Федерации для работников бюджетных организаций.

При исследовании доказательств, относящихся к требованиям Лаврикова о восстановлении ему ежемесячной 10-процентной надбавки к должностному окладу за ученое звание, в суде установлено, что ранее, 30 ноября 2001 года, Верховным Судом РФ в удовлетворение жалобы Лаврикова С.А. было принято решение, согласно которому п. 4 Постановления Правительства РФ "Об утверждении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и офицерского состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты" от 27 января 1993 года N 65, в части установления 10-процентной надбавки к должностному окладу за ученое звание и ученую степень лицам офицерского состава из числа научно-педагогических работников высших военно-учебных заведений, признан не соответствующим пункту 5 ст. 30 Закона РФ "О высшем послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 года N 125 с момента вступления этого Закона в силу.

Данное решение оставлено без изменения Кассационной коллегией ВС РФ, рассмотревшей дело 5 февраля 2002 года по кассационной жалобе ответчика.

В соответствии с пунктом 5 ст. 30 Закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" процентные надбавки установлены только научно-педагогическим работникам, занимающим должность доцента или профессора. Старшим преподавателям, имеющим ученое звание доцента по кафедре, выплата денежных надбавок не предусмотрена.

На основании изложенного требования Лаврикова С.А. о признании пп. 1 п. 1 Постановления Правительства РФ от 26 июня 2002 года N 462 и пп. 1 п. 1 Приказа Министра обороны РФ от 28 июня 2002 года N 245, в части установления месячных окладов в соответствии с занимаемой должностью офицерам-преподавателям, не соответствующими п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 2 ст. 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", решению Военной коллегии Верховного Суда РФ от 30 ноября 2001 года, не подлежат удовлетворению.

Утверждение Лаврикова о длительном бездействии Министерства обороны РФ по данному вопросу не соответствует действительности.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Лаврикова С.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хариной Татьяны Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункта 4 и подпункта "б" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Петра Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и пунктом 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения определения Верховного Суда РФ от 02.02.2002 N ГКПИ2002-1288, которым было прекращено производство по делу о признании частично недействительным пункта 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464>
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Идалова Тимура Саид-Магомедовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 412 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Ошибка на сайте