Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2002 N КАС02-227
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2002 г. N КАС 02-227
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 мая 2002 года гражданское дело по жалобе ОАО "Уральская кузница" о признании незаконными и недействующими пунктов 3 и 4 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. N 380 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации"; жалобе ГПО "Воткинский завод" на пункт 3 этого же Постановления Правительства РФ; жалобе ОАО "Уралкалий" на пункт 4 этого же Постановления Правительства РФ и на пункт 2.2 "Порядка зачисления и использования средств, полученных за счет организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, на финансирование деятельности управлений по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 8 декабря 2000 г. N 209, и на Приказ Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 18 апреля 2001 г. N 126 "О введении норматива отчислений" по кассационным жалобам ГПО "Воткинский завод" и ОАО "Уралкалий" на решение Верховного Суда РФ от 21 января 2002 года, которым Приказ Министерства РФ по связи и информатизации от 8 декабря 2000 г. N 209 признан недействующим, а в удовлетворении других заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей ГПО "Воткинский завод" Вайпана В.А. и Щербинина С.С., поддержавших доводы кассационных жалоб, объяснения представителей Правительства РФ и Министерства по связи и информатизации Борисовой Е.А., Бугаенко В.Н., Логинова Н.А., Мальянова С.А. и Брандт Л.А., возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационные жалобы необоснованными, Кассационная коллегия
установила:
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. N 380 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации" установлено, что финансирование деятельности управлений по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации осуществляется за счет отчислений организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, и средств, получаемых из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 этого Постановления Правительства РФ установлено, что перечисленные в установленном порядке отчисления организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, на обеспечение деятельности управлений по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг).
Норматив ежемесячных отчислений указанных средств устанавливается Министерством Российской Федерации по связи и информатизации по согласованию с Министерством экономики РФ и Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в зависимости от доходов, получаемых за услуги в области связи и информатизации, организаций, предоставляющих эти услуги, и предусматривается в лицензионных условиях.
В целях реализации Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. N 380 Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 8 декабря 2000 года N 209 утвержден Порядок зачисления и использования средств, полученных за счет отчислений организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, на финансирование деятельности управлений по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации.
В пункте 2.2 Порядка установлено, что организации, предоставляющие услуги в области связи и информатизации в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2000 г. N 380 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации", ежемесячно, исходя из фактических доходов, получаемых за услуги в области связи и информатизации за истекший календарный месяц, в срок не позднее 20 числа следующего месяца перечисляют Минсвязи России денежные средства в соответствии с утвержденным нормативом на балансовый счет N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" с отличительным признаком "2" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета.
Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 18 апреля 2001 г. N 126 "О введении норматива отчислений" в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. N 380 и в целях обеспечения финансирования региональных органов службы государственного надзора за связью в Российской Федерации" введен норматив отчислений в размере 0,30% от доходов, полученных организациями, независимо от организационно - правовой формы, от предоставления услуг связи и информатизации.
ОАО "Уральская кузница" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконными пунктов 3 и 4 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. N 380 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации", сославшись на то, что указанным Постановлением Правительства РФ установлен налог на определенный вид деятельности, что не допускается действующим законодательством. И, кроме того, частичное финансирование государственного надзорного органа за счет проверяемых организаций ставит эти органы в зависимое положение от контролируемых организаций.
Государственное производственное объединение "Воткинский завод" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой на пункт 3 этого же Постановления Правительства РФ и просило признать данный пункт недействительным, указав, что Постановление Правительства РФ и принятые во исполнение его акты изданы в нарушение норм действующего законодательства.
ОАО "Уралкалий" обратилось в Верховный Суд РФ с требованием о признании недействительными пункта 4 этого же Постановления Правительства РФ, пункта 2.2 Порядка зачисления и использования средств, полученных за счет отчислений организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, на финансирование деятельности управлений по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 8 декабря 2000 г. N 209, и Приказа Министерства РФ по связи и информатизации от 18 апреля 2001 г. N 126 "О введении норматива отчислений", ссылаясь на то, что указанными актами нарушаются его права как налогоплательщика.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационных жалобах ГПО "Воткинский завод" и ОАО "Уралкалий" ставят вопрос об отмене судебного решения в части отказа в удовлетворении заявленных требований и вынесении в этой части нового решения об удовлетворении этих требований, ссылаясь на ошибочность вывода суда о соответствии Постановления Правительства РФ и принятых во исполнение этого Постановления нормативных актов требованиям закона, а также вывода суда об отсутствии каких-либо нарушений прав и законных интересов заявителей применением оспариваемых правовых нормативных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
При разрешении дела суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 46 статьи 264 Налогового кодекса РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся отчисления налогоплательщиков, осуществляемые на обеспечение предусмотренной законодательством Российской Федерации надзорной деятельности специализированных учреждений в целях осуществления контроля за соблюдением такими налогоплательщиками соответствующих требований и условий, а также отчисления налогоплательщиков в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность в области связи.
Судом сделан правильный вывод о том, что, исходя из указанной нормы закона, отчисления организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, на финансирование управлений по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации являются расходами данных предприятий, связанными с производством и реализацией продукции, и обоснованно признал, что указанные платежи не могут быть отнесены к налогам.
Федеральный закон "О связи" от 20 января 1995 года предусматривает осуществление надзорной деятельности в области связи (ст. ст. 4, 11, 27).
Целью надзорной деятельности является осуществление контроля за соблюдением указанных в пункте 46 ст. 264 Налогового кодекса РФ соответствующих требований и условий.
Под соответствующими требованиями и условиями понимаются, в том числе, и лицензионные требования и условия, под которыми, в свою очередь, понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензионного вида деятельности.
Надзор за выполнением операторами связи условий лицензий включает проведение контроля за функционированием технических средств связи и измерений, подтверждающих качество предоставления услуг в области связи и информатизации. Деятельность надзорных органов с целью контроля и надзора за соблюдением соответствующих требований и условий осуществляется за счет отчислений от доходов, полученных организациями - лицензиатами от предоставления услуг связи и информатизации.
Отчисления, установленные в Постановлении Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. N 380, на деятельность управлений по надзору за связью и информатизацией направлены, как правильно установлено судом первой инстанции, на удовлетворение потребностей операторов связи в качественном техническом состоянии связи и являются расходами данных предприятий, связанными с производством и реализацией продукции.
Эти отчисления отнесены Налоговым кодексом РФ к прочим расходам и осуществляются соответствующими налогоплательщиками (в данном случае организациями, предоставляющими услуги в области связи) в целях обеспечения соответствующей надзорной деятельности за соблюдением такими налогоплательщиками лицензионных требований и условий, в целях недопущения негативного влияния их функционирования на работу всей взаимоувязанной сети связи, в том числе на нормальную работу сетей и средств связи операторов связи.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что Правительство РФ в Постановлении от 28 апреля 2000 г. N 380 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации" установило не налог, о чем утверждают заявители, а разновидность расходов, связанных с производством и реализацией, и установление данного вида платежей принято в пределах компетенции Правительства РФ.
Неналоговая природа данных отчислений выражается и в том, что последствием неуплаты отчислений является не принудительное изъятие соответствующей денежной суммы в виде налоговой недоимки, а отказ в выдаче лицензии либо приостановление ее действия, что влечет невозможность осуществления дальнейшей деятельности организаций.
Принятие решения о прекращении или приостановлении действия лицензии до устранения нарушений не может быть отнесено к ответственности по налоговому законодательству.
В случае же ее осуществления дальнейшей деятельности организаций с нарушением наступает ответственность, предусмотренная также не налоговым законодательством, а законодательством об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что указанные отчисления направляются на счет Министерства связи РФ, не свидетельствует о налоговой природе указанных платежей, поскольку плательщики также получают возможность использовать данные отчисления для решения хозяйственных и иных задач, осуществляемых ими на согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате.
Доводы жалоб о нарушении либо угрозе нарушения прав и законных интересов заявителей, на что они ссылаются в жалобах, являются несостоятельными и не могут служить основанием для признания судебного решения незаконным, поскольку платежи на финансирование управлений по надзору за связью и информатизацией предусмотрены конкретной нормой нормативного правового акта, соответствующего закону.
Выводы суда соответствуют материалам дела и требованиям федерального законодательства.
С учетом изложенных мотивов кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2002 года оставить без изменения, а кассационные жалобы ГПО "Воткинский завод" и ОАО "Уралкалий" - без удовлетворения.