Определение Верховного Суда РФ от 27.12.2011 N КАС11-747
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2011 г. N КАС11-747
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Крупнова И.В.,
Харланова А.В.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е.Ю.М. о признании недействующим пункта 5 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459,
по кассационной жалобе Е.Ю.М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения Е.Ю.М. и адвоката Иванова В.В., представляющего его интересы, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Е.Ю.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия
установила:
постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 утверждены правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил сроки выслуги лет работникам летного состава за период работы до 1 января 1992 г. по выбору обратившегося за пенсией исчисляются по правилам, действовавшим до указанной даты.
Е.Ю.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанного пункта недействующим по тем основаниям, что он противоречит Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1), пункту 3 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее - Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) и нарушает его права на включение в выслугу лет как работнику летно-испытательного состава периодов работы в летной службе по оперативному и техническому аэродромному обслуживанию воздушных судов в инженерно-авиационной службе.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2011 г. в удовлетворении заявления Е.Ю.М. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит изменить решение суда, ссылаясь на то, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального и процессуального права. Просит кассационную коллегию высказать суждение о законности судебного решения Химкинского городского суда, признать за ним право на пересмотр судебных решений.
В кассационной жалобе Е.Ю.М. указал на то, что постановление Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением" не может применяться к летно-испытательному составу гражданской авиации - составу, к которому он (заявитель) относится, и к правоотношениям, которые возникли до принятия этого нормативного акта.
Выслугу лет он приобрел до введения в действие постановления Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, поэтому периоды работы, с учетом которых исчислена ему выслуга лет, не могут быть исключены из выслуги лет по данному постановлению, так как это ухудшит его положение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 (в редакции, действовавшей на момент утверждения Правил) Совет Министров РСФСР - Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан (статья 1) и утверждает списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсии (статья 83).
Суд пришел к правильному выводу о том, что постановление от 4 сентября 1991 г. N 459 об утверждении Списка должностей работников летного состава авиации и Списка должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1, и правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением изданы Советом Министров РСФСР во исполнение статьи 83 названного Закона, то есть в пределах предоставленных Совету Министров РСФСР полномочий.
Абзацем четвертым пункта 7 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 г. N 1412, было предусмотрено, что работникам летного и летно-испытательного состава, оставившим летную работу по состоянию здоровья или вследствие достижения права на пенсию за выслугу лет и продолжающим работать в гражданской авиации на других должностях в летной службе и в службах управления воздушным движением и инженерно-авиационной, последующий стаж их работы засчитывается год за год для назначения пенсии за выслугу лет в размерах, предусмотренных данным пунктом.
Вывод суда о том, что отдельные периоды нелетной работы в летной службе гражданской авиации, предшествующие и последующие летной работе, включались работникам летного и летно-испытательного состава в их выслугу лет для увеличения размера ранее назначенной пенсии, обоснован. При этом в выслугу лет, как правильно указано в решении суда, определяющую право на пенсию по выслуге лет, данные периоды включению не подлежали, а размер пенсии ограничивался максимальным размером.
С введением в действие с 1 января 1992 г. Закона от 20 ноября 1990 г. N 340-1 изменился порядок и условия назначения пенсий за выслугу лет работникам гражданской авиации.
Так, порядок и условия назначения пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава стали регулироваться постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава", работникам летного и инженерно-технического состава авиации - постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении Списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
Для работников летного состава, имеющих необходимый налет часов в гражданской авиации, пунктом 5 Правил сохранена преемственность норм постановления Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 г. N 1412 в части возможности исчисления сроков выслуги за период работы до 1 января 1992 г. по правилам, действовавшим до указанной даты, в том числе с возможностью сохранения продолжительности летной выслуги, определенной и с учетом отдельных периодов нелетной работы в летной службе.
В связи с этим вывод суда о том, что предоставление гражданам права избрать наиболее выгодный вариант исчисления сроков выслуги лет направлено на учет их интересов и не может расцениваться как ущемление их пенсионных прав, обоснован.
Суд правильно не согласился с доводом заявителя о противоречии пункта 5 Правил Закону от 20 ноября 1990 г. N 340-1 и пункту 3 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, поскольку данные законы утратили силу, а суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия действующему федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела, 19 января 1990 г. заявителю была назначена пенсия за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава.
Поскольку положения оспариваемых заявителем Правил регулируют вопросы назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, то вывод суда о том, что Правила не затрагивают права заявителя в части определения сроков выслуги лет для назначения пенсий, в связи с чем не могут их нарушать, является правильным.
Порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава, к которому относится и заявитель, установлен постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384.
При таком положении в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Доводы кассационной жалобы о незаконности решения Химкинского городского суда от 24 мая 2010 г., определения кассационной и надзорной инстанций по делу заявителя о признании незаконным решения о невключении в специальный стаж отдельных периодов его работы по оперативному и техническому аэродромному обслуживанию воздушных судов в инженерно-авиационной службе не могли быть предметом рассмотрения по данному делу и не свидетельствуют о незаконности решения Верховного Суда Российской Федерации, не влекут его отмену.
Утверждение в кассационной жалобе о незаконности решения суда первой инстанции основано на ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при рассмотрении данного дела, и не может служить поводом к отмене судебного решения.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Е.Ю.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
И.В.КРУПНОВ
А.В.ХАРЛАНОВ