Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2010 N КАС09-700

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 февраля 2010 г. N КАС09-700

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующим первого предложения п. 72 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814,

по кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2009 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения заявителя М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против доводов кассационной жалобы представителей Министерства образования и науки Российской Федерации Г., С. и Т., заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814 утверждено Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (далее - Положение).

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 августа 1998 г., регистрационный номер 1582 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 20, 24 августа 1998 г.

Согласно п. 72 Положения ректор высшего учебного заведения или руководитель научного учреждения, организации на основании результатов собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем (консультантом) и заключения соответствующей кафедры (отдела, сектора, лаборатории) издает приказ о прикреплении соискателя с указанием срока прикрепления и утверждением научного руководителя (научного консультанта). В случае прикрепления соискателя только для сдачи кандидатских экзаменов научный руководитель не утверждается.

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим первого предложения п. 72 Положения, ссылаясь на то, что установленный порядок прикрепления к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим аспирантуру, соискателей для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук на основании собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании", Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", нарушает его конституционные права на образование и на судебную защиту.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. в удовлетворении заявления М. отказано.

В кассационной жалобе М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Законом Российской Федерации "Об образовании", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

Таким образом, прикрепление к образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук наряду с обучением в аспирантуре (адъюнктуре), зачисление на обучение в которые производится на конкурсной основе, является одной из организационно-правовых форм подготовки научно-педагогических работников.

Довод заявителя, что процедура прикрепления к высшему учебному заведению или научному учреждению, организации в форме соискательства должна осуществляться также в форме конкурса, не основан на законе.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в главе III, устанавливающей круг субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их права и обязанности, определяет соискателя как лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук (п. 3 ст. 19).

Как правильно отмечено в обжалованном решении суда, ни Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ни Закон Российской Федерации "Об образовании" не устанавливают порядок прикрепления к высшему учебному заведению или научному учреждению, организации соискателя.

Утверждение положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, проводящего государственную политику и осуществляющего управление в сфере образования, а также в сфере научной деятельности.

На момент издания оспариваемого Положения таким органом являлось Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. N 395).

В настоящее время утверждение положения о подготовке научно-педагогических и научных работников отнесено к полномочиям Министерства образования и науки Российской Федерации, действующего на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280.

Как правильно пояснил суду первой инстанции представитель Министерства образования и науки Российской Федерации, требования п. 72 Положения о проведении собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем (консультантом) и получение заключения соответствующей кафедры (отдела, сектора, лаборатории) не являются вступительным испытанием.

При проведении собеседования определяется соответствие темы исследования, предложенной соискателем, направлениям научных исследований, которые ведутся на кафедре, оценивается возможность научного руководства по конкретной тематике.

Довод заявителя в кассационной жалобе об ошибочности вывода суда о том, что собеседование соискателя не является вступительным экзаменом надуман, не подтверждается ни содержанием конкретных правовых норм законов в сфере образования, ни содержанием самого оспоренного (в части) Положения.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правого акта п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и нарушении прав на образование судом первой инстанции проверялись и правильно были признаны несостоятельными, поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Данный Закон не устанавливает, что подготовка научно-педагогических и научных кадров путем прикрепления соискателей к таким образовательным учреждениям должна осуществляться на конкурсной основе.

Проверка же соответствия федерального закона Конституции Российской Федерации в силу ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на образование (ст. 43).

Такая форма подготовки научно-педагогических работников, как соискательство, не предполагающая обучение в аспирантуре, не ограничивает права заявителя в сфере образования и на получение кандидатской степени, поскольку представляет собой дополнительную возможность (помимо обучения на конкурсной основе в аспирантуре) получить соответствующую степень по форме соискательства.

В соответствии со ст. ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд правильно исходил из того, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти, не противоречат федеральному законодательству, следовательно, прав и свобод заявителя не нарушают.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

И.В.КРУПНОВ

Другие документы по теме
"По делу о проверке конституционности положения части 3 статьи 26 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" (в редакции от 23 июня 1999 года) в связи с жалобой гражданина Ю.Н. Туганова"
"По жалобе открытого акционерного общества "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Сибирь" на нарушение конституционных прав и свобод положением части первой статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Кировского городского суда Ленинградской области о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 23.09.2009 N ГКПИ09-722, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим абзаца третьего пункта 8 разъяснения Минтруда РФ от 30.11.2001 N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утв. Постановлением Минтруда РФ от 30.11.2001 N 83>
Ошибка на сайте