Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2009 N КАС08-752
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2009 г. N КАС08-752
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Хомчика В.В.,
с участием прокурора Багателии В.И.,
рассмотрела в судебном заседании 27 января 2009 года гражданское дело по заявлению Щекина Дмитрия Николаевича об оспаривании пунктов 301, 307, абзаца 2 пункта 309 и подпункта "в" пункта 313 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200,
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2008 года, которым заявление Щекина Д.Н. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А., Кузнецова О.Л. в обоснование доводов кассационной жалобы, выступление заявителя Щекина Д.Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Багателии В.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Щекин Д.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше заявлением, считая, что пункты 301, 307, абзац 2 пункта 309 и подпункт "в" пункта 313 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, противоречат Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также нарушают его права.
В частности, он находится в распоряжении командира войсковой части 19689 с 30 января 2007 года по настоящее время.
В составе указанной воинской части в связи с ее передислокацией 1 сентября 2007 года он прибыл из поселка Сокол Владимирской области в город Клин-5 Московской области. При этом ему не было выплачено подъемное пособие, установленное п. 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих при переезде на новое место службы.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2008 года заявление Щекина Д.Н. удовлетворено.
Пункты 301, 307, абзац 2 пункта 309 и подпункт "в" пункта 313 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, в той части, в которой они лишают права на выплату подъемного пособия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, находящихся в распоряжении командира (начальника), переехавших в другой населенный пункт в связи передислокацией воинской части, в списках (на обеспечении) которой они находятся, и членов их семей, судом признаны противоречащими пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и недействующими с момента вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит отменить указанное судебное решение. Суд, по мнению представителей Министерства обороны Российской Федерации, неправильно истолковал закон (пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), который предоставляет социальные гарантии для военнослужащих с учетом занимаемых воинских должностей. Военнослужащие, находящиеся в распоряжении командира (начальника), при передислокации воинской части, в списках которой (на обеспечении) которой они находятся, не переводятся в установленном порядке к новому месту службы, а переводятся к новому месту пребывания для последующего увольнения. Не все социальные гарантии, предусмотренные законодательством, распространяются на указанную категорию военнослужащих. При этом Порядок, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, правомерно не предусматривает выплату подъемного пособия таким военнослужащим и членам их семей.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливается, что порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально опубликован в Российской газете.
Из пункта 4 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" следует, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинской должности в связи с нахождением его в распоряжении командира (начальника). Зачисление в распоряжение командира (начальника) согласно статье 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, производится для решения вопросов дальнейшего прохождения им военной службы.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные нормы, пришел к правильному выводу о том, что нахождение военнослужащего в распоряжении командира (начальника) является прохождением военной службы. А лица, относящиеся к данной категории, сохраняют за собой статус военнослужащих и обладают совокупностью прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных для военнослужащих законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части им производится выплата подъемного пособия.
При этом обоснованно суд указал в решении, что эта правовая норма в качестве обязательного условия выплаты военнослужащим подъемного пособия предусматривает только их переезд на новое место службы в другой населенный пункт в связи с возникновением вышеперечисленных обстоятельств, в том числе в связи с передислокацией воинской части, и не содержит каких-либо других условий.
Однако подпункт "в" пункта 313 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, устанавливает, что подъемное пособие не выплачивается военнослужащим, находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников).
Пункт 301 и абзац 2 пункта 309 Порядка регламентируют порядок исчисления указанного выше подъемного пособия. Из этих пунктов следует, что выплата военнослужащим подъемного пособия производится лишь при вступлении в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые они назначены (зачислении на обучение в военное образовательное учреждение профессионального образования) или которую они занимают на день прибытия воинской части (подразделения) в пункт новой постоянной дислокации. Членам семьи, переехавшим не одновременно с военнослужащим, подъемное пособие выплачивается исходя из окладов по воинскому званию и основной воинской должности, занимаемой военнослужащим на день регистрации по новому месту военной службы.
Пункт же 307 Порядка предусматривает, что военнослужащим, освобожденным от воинских должностей и в период нахождения в распоряжении соответствующего командира (начальника), переехавшим в другой населенный пункт в связи с передислокацией воинской части (подразделения), в которой они проходили военную службу перед зачислением в распоряжение, подъемное пособие выплачивается один раз - при назначении на воинские должности и вступлении в исполнение обязанностей по ним в воинской части (подразделении) вне прежнего места ее дислокации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, проанализировав приведенные правовые нормы, сделал обоснованный вывод о том, что пункты 301, 307 и абзац 2 пункта 309 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, вводят дополнительное условие для выплаты подъемного пособия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, находящимся в распоряжении командира (начальника), переехавшим в другой населенный пункт в связи с передислокацией воинской части, в списках (на обеспечении) которой они находятся, и членам их семей - вступление военнослужащих в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые они назначены, что не предусмотрено Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Подпункт же "в" пункта 313 Порядка исключает указанную категорию военнослужащих и членов их семей из числа имеющих право на подъемное пособие при любых условиях, что также противоречит пункту 3 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При этом правильно указал суд первой инстанции в решении, что довод представителей Министерства обороны Российской Федерации о том, что военнослужащие, находящиеся в распоряжении командира (начальника), при передислокации воинской части, в списках которой (на обеспечении) которой они находятся, не переводятся в установленном порядке к новому месту службы, не может повлиять на обоснованность указанных выводов, поскольку пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в качестве основания для выплаты пособия устанавливает переезд военнослужащего.
Что же касается довода представителей Министерства обороны Российской Федерации о том, что социальные гарантии, предусмотренные законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не распространяются на указанную категорию военнослужащих, то он является несостоятельным. Согласно ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для всех военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения. Виды обеспечения, размеры выплат и т.п. могут отличаться только в зависимости от занимаемых воинских должностей, воинских званий, продолжительности военной службы и т.п. Каких-либо ограничений для военнослужащих, проходящих военную службу и находящихся в распоряжении, как ст. 3, так и ст. 13, а также и иные нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих" не содержат.
Нельзя согласиться и с доводом кассационной жалобы о том, что порядок выплаты подъемного пособия и премии за образцовое выполнение воинского долга военнослужащим, находящимся в распоряжении, определен аналогичным образом, поскольку эти выплаты имеют различные основания и назначение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.В.ХОМЧИК