Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2003 N КАС03-446
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2003 г. N КАС03-446
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Нечаева В.И., Кнышева В.П.,
с участием прокурора: Воскобойниковой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 2 октября 2003 г. гражданское дело по заявлению С. о признании незаконными подпунктов 1 и 10 пункта 6 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 258, по кассационной жалобе С. на решение Верховного Суда РФ от 10 июля 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Правительства РФ - М., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Воскобойниковой Е.Л., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 258 утверждено Положение о Министерстве образования Российской Федерации.
С. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконными подпунктов 1 и 10 пункта 6 данного Положения, предусматривающих, что Минобразования России как федеральный орган исполнительной власти имеет право, в частности, издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательные для выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства образовательными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним (подпункт 1);
проводить в установленном порядке эксперименты продолжительностью до 5 лет в области использования современных образовательных технологий и организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности в сфере образования (подпункт 10).
В обоснование заявленного требования С. сослалась на несоответствие федеральному закону оспоренных подпунктов пункта 6 Положения и превышение Правительством РФ своих полномочий при издании этого Положения.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе С. ставит вопрос об отмене судебного решения, сославшись на неправильное применение норм закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Признавая законными оспоренные положения нормативного правового акта, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что в соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ наделено полномочием по утверждению положений о федеральных министерствах.
Согласно же ст. 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также ст. 28 Закона РФ "Об образовании" Министерство образования РФ наделено полномочием по изданию в пределах своей компетенции нормативных актов.
В кассационной жалобе С. утверждает, что оспоренные нормы Положения якобы противоречат пункту 1 ст. 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и пункту 3 ст. 16 Закона РФ "Об образовании".
Однако ни указание п/п 1 о праве Минобразования РФ издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти..., ни указание п/п 10 пункта 6 Положения о праве Минобразования РФ проводить в установленном порядке эксперименты продолжительностью до 5 лет в области использования современных образовательных технологий и организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности в сфере образования не противоречат приведенным выше положениям федеральных законов.
Как правильно отметил Верховный Суд РФ в своем решении, оспоренные нормы Положения не регулируют порядок приема граждан в высшие учебные заведения.
В кассационной жалобе С. ссылается на то, что на основе оспоренных норм Положения Минобразования РФ издает нормативные акты, которые не соответствуют закону и приводят к нарушению прав и законных интересов поступающих в высшие учебные заведения.
Однако в случае принятия Министерством образования РФ таких актов С. не лишена возможности оспорить их в суде на предмет соответствия федеральному закону.
Согласно же Положению о Министерстве образования РФ Минобразования России в своей деятельности обязано руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
Никаких доказательств в подтверждение своих доводов о том, что собственно оспоренные нормы Положения сами по себе противоречат закону и нарушают права и законные интересы заявительницы ни в суд первой инстанции, ни в Кассационную коллегию не представлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда РФ от 10 июля 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.
Председательствующий
К.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.И.НЕЧАЕВ
В.П.КНЫШЕВ