Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 28.09.2006 N КАС06-359

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 сентября 2006 г. N КАС06-359

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 сентября 2006 г. гражданское дело по заявлению Т. о признании недействующими: абзаца второго пункта 4 Правил индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847; последнего предложения абзаца третьего пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; абзаца второго пункта 4 Правил индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326; последнего предложения абзаца третьего пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - по кассационной жалобе Правительства РФ на решение Верховного Суда РФ от 31 июля 2006 г., которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснение представителей Правительства РФ Филатовой М.И. и Прохоровой О.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя заявителя - Карибджаняна Н.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

абзацем вторым пункта 4 Правил индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, предусмотрено, что размер ежемесячной денежной компенсации, установленной частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом индексации не может превышать максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.

Абзацем третьим пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292, в редакции от 24 марта 2006 г. N 163 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация и ежемесячная денежная сумма, установленные частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с 1 января 2005 г. индексируются с применением коэффициента 1,1. Размеры указанных ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной суммы с учетом индексации не могут превышать максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год".

Абзацем вторым пункта 4 Правил индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326, предусмотрено, что размеры ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы, установленных пунктом 15 части первой статьи 14, пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, с учетом индексации не могут превышать максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.

В силу последнего предложения абзаца третьего пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеры ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной суммы, установленных частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом индексации не могут превышать максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год".

Т. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими приведенных выше положений нормативных правовых актов Правительства в части ограничения текущих ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, выплачиваемых гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, после их индексации максимальным размером ежемесячной страховой выплаты, установленным федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год для граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В обоснование заявленного требования заявитель сослался на то, что, участвуя в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, он стал инвалидом II группы с утратой 80% профессиональной трудоспособности.

По мнению заявителя, оспоренными положениями нормативных правовых актов Правительство РФ незаконно ограничивает текущие ежемесячные денежные компенсации возмещения вреда здоровью, выплачиваемые гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определенной федеральным законом максимальным размером, включая в него и суммы индексации. Оспоренные положения нормативных правовых актов были применены Новомосковским городским судом Тульской области при рассмотрении дела по заявлению Т., чем нарушены были его права как потерпевшего.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Правительство РФ ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неправильное толкование постановления Конституционного Суда РФ, правовые позиции которого учтены судом при разрешении настоящего спора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда РФ.

Признавая оспоренные положения нормативных правовых актов Правительства РФ незаконными (недействующими), Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о несоответствии этих положений федеральному закону с учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом РФ при принятии Постановления от 19 июня 2002 г. N 11-П и определения от 4 октября 2005 г. N 364-О, а также с учетом разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащегося в пункте 7 Постановления от 14 декабря 2000 г. N 35 (в редакции Постановления от 5 апреля 2005 г. N 7).

Так, согласно части 1 статьи 3 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, в редакции Закона от 18 июля 2006 г. N 112 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные указанным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Согласно части третьей статьи 5 названного выше Закона размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу частей первой - третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, в редакции от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй данной статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Оспоренные положения нормативных правовых актов противоречат приведенным нормам федерального закона, поскольку в отдельных случаях в отношении неопределенного круга лиц содержат препятствия для индексации выплачиваемых денежных компенсаций, когда сумма таких компенсаций уже сама по себе достигает максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.

Однако в части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" содержится указание об обязательной ежегодной индексации размеров выплат ежемесячных денежных компенсаций исходя из уровня инфляции без каких-либо изъятий.

Этой же нормой Закона Правительству РФ делегировано полномочие лишь по определению порядка такой индексации.

Таким образом, Правительство РФ, приняв оспоренные положения нормативных правовых актов, фактически превысило свои полномочия, исключив возможность для некоторых потерпевших от чернобыльской катастрофы получать индексированные суммы ежемесячных денежных компенсаций.

При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что оспоренные положения нормативных правовых актов Правительства РФ, фактически запрещающие индексацию ежемесячных денежных компенсаций, назначенных гражданам органами социальной защиты населения в максимальном размере ежемесячной страховой выплаты, установленном федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, не соответствуют приведенным выше нормам федерального закона.

Данное решение Верховного Суда РФ является как законным, так и справедливым, поскольку предусмотренная законом обязательная индексация компенсационных выплат обусловлена естественным обстоятельством - уровнем инфляции, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Инфляционные же процессы в стране понижают покупательную способность выплачиваемых компенсационных сумм, независимо от размеров этих сумм.

Вывод суда о незаконности оспоренных положений актов Правительства РФ соответствует и правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом РФ в Постановлении от 19 июня 2002 г. N 11-П и в определении от 4 октября 2005 г. N 364-О.

Довод в кассационной жалобе о том, что вывод суда расходится с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П, Кассационная коллегия считает необоснованным, поскольку Правительство РФ дает толкование этого пункта Постановления Конституционного Суда РФ в отрыве от положений других пунктов резолютивной части Постановления и мотивировочной части этого Постановления, что приводит к искажению смысла пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ.

Кроме того, произведенное Верховным Судом РФ толкование части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) идентично разъяснению о применении данной нормы федерального закона, данному в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 (в редакции Постановления Пленума от 5 апреля 2005 г. N 7).

По изложенным мотивам довод в кассационной жалобе о неправильном применении судом норм материального права нельзя признать обоснованным, а поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

В.И.НЕЧАЕВ

А.Н.ЗЕЛЕПУКИН

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Алексея Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 811 Гражданского кодекса Российской Федерации"
"По жалобе гражданина Часовских Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 416 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Шалаева Николая Николаевича об официальном разъяснении пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П по делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"
<Об отказе в принятии заявления об аннулировании результатов выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, о запрете деятельности политической партии "Единая Россия">
Ошибка на сайте